Toyota "Land Cruiser"- история создания
Toyota "Land Cruiser" - Начало пути.
История создания модели "Land Cruiser" компания Toyota начала с выпуска первого автомобиля повышенной проходимости получившего название Toyota Jeep BJ в январе 1951 года. Серийное производство этого автомобиля было начато в 1953 году, а в 1954 году он получил свое имя "Land Cruiser"
А началось все летом 1950 года, начало корейской войны, американские оккупационные власти разместили на автомобильных заводах Японии крупные заказы на производство запчастей к армейским автомобилям, а также их сборку из поставленных комплектующих из США. До марта 1951 года японцами было поставлено 11920 машин для американской армии.
В то время. в Японии были чрезвычайно популярны небольшие простые внедорожные машины с чудным названием "джип", которые появились вместе с американскими военными. Джип (Jeep), стал символом внедорожника. Такие машины нужны были для оснащения созданных Национальных сил полицейского резерва Японии. Три крупнейшие фирмы - Toyota, Nissan u Mitsubishi - задумались над созданием легкого армейского внедорожника аналогичного модели М-38, известный у нас как Willys MB, выпускаемый в те годы компонией Willys Overland.
Willys MB компании Willys Overland Motors.
Активнее всех проявила себя Toyota, так как еще до войны занималась разработкой подобного автомобиля, но дальше опытных образцов дело не пошло.
Взяв за основу М-38, специалисты фирмы оснастили машину уже освоенным мотором: 6 цилиндров, 3399 ку.см. 65 л.с. Выпуск этого двигателя производился
с 1935 года для двухтонных грузовиков, а так же легковых моделей АА и АВ. Констукция шасси Toyota BJ аналогична М-38, хотя конструкцию кузова пришлось несколько изменить: перенести вправо руль, несколько удлиннить раму и капот. Дело в том, что японские "шестерки" были существенно длиннее четырехцилиндрового мотора Willys. Сдвинуть же мотор назад не представлялось возможным ибо и так четырем и без того было тесно.
Выдвинутый вперед мотор создал дополнительную нагрузку на передние колеса, и руль стал заметно тяжелей. В Toyote BJ были повторены инженерные решения М-38: гипоидные главные передачи, телескопические аммортизаторы и сблокированная с коробкой передач раздатка.Специфика компановки обоих машин заключалась в том, что их карданные валы были смещены вправо, следствие чего и полуоси оказывались разной длины.
Toyota BJ, первый внедорожник Land Cruiser.
Автомобиль получился довольно удачным, а многие его запчасти подходили к американским М-38. Военные начали размещать периодические заказы на его производство для своих нужд, Дела компании Tayota начали значительно поправляться.
В аналагичном положении оказались и другие японские автомобильные компании. что дало повод американцам утверждать: "Если бы не война в Корее, не было бы и японской автомобильной промышленности". Это отнюдь не голословное заключение. Дело в том, что в первое десятилетие после войны в Японии работала "Базовая промышленная группа пятого эшелона" (БПГ-5). Она занималась восстановлением военной техники оккупационных частей. Через эту группу вооруженные силы США, передавали японским фирмам современные технологии и новейшую оснастку. Так для Tayota подобная политика открыла "секреты" производства шарниров главных угловых скоростей, гипоидных передач, тонкостенных вкладышей подшипников, телескопических аммортизаторов и многого другого.
Опыт эксплуатации модели BJ, американские технологии и анализ экспортных рынков, дал компании Toyota толчек для создания новой внедорожной модели. Она была отражением тенденции американской школы конструирования. Машина должна быть простой и дешевой в производстве, надежной и долговечной, доступной в ремонте и обслуживании малоквалифицированному персоналу. Модель окрестили Land Cruiser - "Сухопутный крейсер". Имя очевидно выбранное в пику английскому Lend Rover - "Сухопутный странник", сохранилось на многие десятилетия, перейдя на многие топ-модели компании.
Toyota Land Cruiser BJ 20.
Новая модель BJ 20 появилась в 1954 году. В основе ее лежала жесткая на кручение лонжеронная рама с зависимой рессорной подвеской обеих ведущих мостов. В отключаемом приводе на передние колеса были использованы синхронные карданные шарниры констукции Bendix. Модель имела очень долговечный 6-цилиндровый мотор с 7 опорным коленчатым валом ( 3878 куб.см, 125 л.с при 3800 об/мин). Двигатель был вдвое мощнее агрегата установленного на М-38, и развивал крутящий момент вдвое больший чем заокеанский аналог.
Инженеры Toyota выбрали более длинную колесную базу (2285 мм. против 2014 мм.). последнее обстоятельство было особенно важно, так как Willys MB u M-38 "славились повышенной склонностью к опрокидыванию. В тоже время надо отметить, что BJ20 стала тяжелее М-38 (1400 кг. против 1248 кг.), что несколько сказалось на проходимость.
В 1960 году модель BJ20 заменили на 40 серию. Двигатель остался прежним, но при этом трансмиссия наконец-то получила пониженный ряд, была доработана подвеска, значительноулучшено качество сборки и отделки кузова.Дизайн практически не изменился. Автомобиль оказался столь удачным, что оставался таким с некоторыми изменениями вплоть до 1980 года.
Toyota Land Cruiser BJ 40.
Toyota FJ40 имела хороший сбыт в странах Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Но с расширением географии экспорта возникла необходимость в дизельном двигателе и пятидверном кузове. В 1965 году появился на свет FJ45 с колесной базой 2700 мм. и рифлеными боковинами кузова. Она выглядела весьма утилитарной, имела невысокий спрос и уже в конце 1967 года на выставке в Токио была представлена замена - модель FJ55. Для своего времени машина была красивой и комфортабельной - ее выпуск длился более 10 лет.
60 летний рейд "Крейсера"
Начало 90-х годов ужесточило конкуренцию внедорожных машин на международном рынке, особо активно вели себя законодатели этого направления американские автомобильные концерны. Требовались срочные меры по удовлетворению современных требований рынка.
В сентябре 1980 года родилось новое семейство кузовов на шасси с колесной базой 2730 мм. Одновременно шло усовершенствование узлов шасси. Так в 1978 году наряду с 15-дюймовыми колесами машины начали комплектовать и 16-дюймовыми. С 1980 года на машины начали устанавливать усилитель тормозов и гидроусилитель руля. В 1985 году вышла пятиступенчатая МКПП и трехступeнчатая АКПП.
Шли годы, но все модели Land Cruiser сохраняли зависимую рессорную подвеску колес, и только в 1986 году наступили перемены. С конвейера была снята FJ40 а на смену ей в январе 1985 года пришел Land Crauser 11 (модель 45). У нее была зависимая пружинная подвеска и блокируемый межосевой дифференциал и трансмиссии с постоянным приводом 4х4. Изменились и двигатели, модернизированная "шестерка" (4230 куб.см.) продолжала жить, но уже в в 1987 году начался выпуск нового V-образного шестицилиндрового матора (2958 куб.см.)
Именно во второй половине 80-х годов Toyota впервые столкнулась с тем, что благодаря усилиям конкурентов ее традиционные рынки резко изменили взгляд на внедорожник, и виной тому в первую очередь стали американцы со своими Jeep Wagoner u Cherokee. Потребитель хотел иметь салон внедорожника не уступающий по комфорту салону классной легковой машины. Его стали заботить и такие внедорожные атрибуты, как постоянный привод на все колеса, блокируемый межосевой дифференциал, возможность на ходу включать пониженную передачу и независимая подвеска передних колес, одним словом пришло время менять техническую концепцию модели и за одно крепко подумать об энергооснащенности машин.
Для начала укомплектовали Land Cruiser60 четырьмя прямоугольными фарами, внедрили турбонаддув дизелей, но вдруг в 1989 году модель сняли с производства, а в октябре 1989 года с конвеера начал сходить Land Cruiser 80. Он был нужен, так как японские фирмы интенсивно работали на экспорт, внетренний рынок почти насытился. В 1970 году 80,7% продукции таких компаний как Toyota u Nissan, шла на экспорт.
Toyota Land Cruiser 80 1980 года.
На новейших "Крейсерах" появились муфты свободного хода для выключения из работы полуосей. Машины оборудовались дисковыми тормозами всех колес, виско-муфтами в межосевом дифференциале и кнопочным включением понижающей передачи в трансмиссии. Пришли и сверхмощные моторы: 8 цилиндров, 4664 куб.см, 234 л.с, 32 клапана, два верхних распредвала.
И наконец последнии перемены: нет ни модели "70", ни модели "80", их место в 1997 - 1998 годах заняли малая модель J9-Prado, с трехдверным (Prado 90) и пятидверным (Prado 95) кузовами и колесной базой 2370 и 2675 мм.и более крупная (с колесной базой 2850 мм.) модель "100" Все модели оснащены независимой подвеской передних колес, реечным рулевым механизмом с гидроусилителем и четырехступенчатой АКПП.
Toyota Land Cruiser J9 80.
Из поколения в поколение "Сухопутные крейсеры" , бережно храня основательность конструкции, не расстаются с лонжеронными рамами и двухступенчатыми раздаточными коробками. Разумеется, что параллельно с ними выпускались и выпускаются и другие модели фирмы , имеющие привод на все колеса, но они имеют другие торговые имена (Tercel, RAF 4, 4-Runner, Surf) и не портят чистоты жанра. Семь поколений внедорожников Land Cruiser, включая и предтечу, модель BJ. были освоены производством за полвека - целая "эскадра".
Toyota Land Cruiser 200.
В последние годы компания стремительно развивается, создавая новые автомобили более комфортабельные и надежные, используя современные технологии и технические решения, Land Cruiser прошел путь от утилитарного транспортного средства до роскошного внедорожника изощренной конструкции, создав одну из легенд автомобилестроения.
И сегодня компания TOYOTA уже 60 лет продолжает рейд своего флагмана "Сухопутного крейсера."