"Белый конь" ХХ века.
"Белый конь" - ХХ века, или парадные автомобили вождей.
55 лет назад, 24 июня 1945 г. сводные полки 10 фронтов, ВВС и ВМС бросили к мавзолею 200 штандартов и знамен «непобедимого» вермахта. По личному распоряжению Сталина Жуков и Рокоссовский принимали самый знаменитый за всю историю парад «в конном строю». Это была, пожалуй, самая известная церемония в XX веке, когда высшие военачальники, как римские триумфаторы, пользовались «гужевым» транспортом.
Вообще-то, с легкой руки американцев, парадными принято называть все экипажи глав государств. Например, президентский ЗИЛ - парадный, а Mercedes-Benz S Pullman для ежедневных поездок - нет.
Однако, по большому счету, лимузины силъных мира сего свое гордое имя носят незаслуженно. Ибо парад (от латинского раго — готовлю) - это торжественный смотр проходящих в строю вооруженных сил. Войск без военачальников не бывает, а самый заштатный генерал, который без десятка подчиненных не может и высморкаться, никогда не упустит случая покрасоваться. А для этого кабриолет подходит как нельзя лучше.
Правда, первой машиной, возглавившей парадную колонну, был... танк. Renault FТ 17, «Т-34 Первой мировой» и прообраз первого советского танка «Борец за свободу тов. Ленин» 14 июля 1919 г. прошел по Елисейским полям. Почти через 30 лет под Триумфальной аркой проехал уже Шарль де Голль, но его экипаж был несравненно элегантнее. Генералу подарили один из 63 Delage D8-120 1939 г. с кузовом работы Якова Сотчика (Iacov Saoutchik), рядной «восьмеркой» рабочим объемом 4,8 л мощностью 115 л.с. при 4200 об/мин и электромагнитной КПП Сotal с 4-мя пе-редачами вперед и 4-мя назад (!?) — этот автомобиль считается одним из самых красивых кабриолетов в мире.
Лидеры союзников по антигитлеровской коалиции - даже в самых торжественных случаях пользовались куда более простыми машинами. Верховный главнокомандующий экспедиционным корпусом Дуайт Эйзенхауэр предпочитал Willys и Dodgе, как, кстати, и Рузвельт. Если же протокол требовал чегото попрестижнее, Эйзенхауэр использовал серийный Саdillaс. К крайнему неудовольствию охраны он нередко приветствовал войска прямо с подножки движущейся машины. Самое удивительное, что эту привычку Айк (так называли генерала в Америке) сохранил уже будучи Верховным главнокомандующим силами НАТО. Появление шикарного Imperial 1952 г., обошедшегося казне в 100 000 долл. (для справки: стандартный Chrysler Windsor стоил 3 433 доллара!), таюке объясняется стремлением главкома всегда быть на виду. Land Rover У. Черчилля.
Уинстон Черчилль, несмотря на «голубую» кровь и сибаритство (свое долголетие - всерьез или шутя - он объяснял тем, что никогда не стоял, если можно было сидеть, и никогда не сидел, если можно бьло лежать) для армейских инспекций предпочитал обычный Land Rovег.
Chrysler Imperial Д. Эйзенхауэра
Был свой любимый вездеход и у Гйтлера. Как ни странно, парады на автомобиле бесноватый принимал редко, но как минимум дважды во главе войсковых колонн въезжал в города - в Вену и Данциг. Роль «белого коня» исполнял полноприводный Мегсedes-Benz G4 1934 г. с 5,4-литровой рядной «восьмеркой» мощностью 100 л.с. Любопытно, что фюрер всегда ездил рядом с водителем (а G4 был с ним и в Бресте, и во время приема капитуляции Франции, и в «Волчьем логове»), а в особых случаях стоял на специальном ящике: Гитлер, как и многие диктаторы (Наполеон, Ленин, Сталин, Пиночет и т.д.), был коротышкой. Всего таких автомобилей, преимущественно с колесной формулой 6x4, было сделано то ли 57, то ли 72, в том числе, по личному приказу Гитлера, персонально для Муссолини и Франко. И еще один интересный штрих - G4, обслуживающие генералитет прифронтовых ставок, ремонтировались на специально построенном заводе в Минске, давшем начало МАЗу.
После войны специальные парадные автомобили на Западе строить практически перестали. В развитых странах публично бряцать оружием не любят и делают это редко - исключение составляет разве что Франция с обязательным парадом на Елисейских полях в День взятия Бастилии. Открывает церемонию обычный Рeugeot, являющийся лицензионным вариантом «Гелендвагена».
В странах же Третьего мира используют большие кабриолеты, обычно американские. Служат они долго, выглядят эффектно, а при случае на них можно и сановных гостей возить - как, например, Никсона по Лиме - столице Перу. Впрочем, встречаются и более чем необычные исключения из этого правила. Не знаю, как сейчас, но в 60-х годах на Тайване парады открывал тщательно отреставрированный Оldmobile Curved Dash 1901(!)г.
Зато в КНР эта почетная функция возложена на тамошний аналог ЗИЛов, Нongshi — читается как «Хунцы», переводится как «Красное знамя». Технически, да и внешне, это обычный «американец» рубежа 60-х, с 5,7-литровым V8 мощностью 220 л.с., зависимой рессорной задней подвеской, длиной под 6 м и массой 2,7 т. Дизайн у лимузина просто ужасный, кабриолет же на его базе хоть и не красавец, но по крайней мере при его виде перекреститься не хочется. Жутковатый «китаец» - это явная отрыжка мании величия «Великого кормчего». Руководство же остального соцлагеря почти во всех случаях жизни довольствовалось советскими "членовозами". Единственное исключение — ГДР, где для высших армейских чинов построили несколько кабриолетов Sachsenring, в том числе и две... амфибии. Впрочем, «самостийность» немцев вполне объяснима - автомобили делались на бывшем заводе Ногch в Цвикау, на котором еще была жива память о великолепных довоенных машинах.
Увы, но парадные автомобили - практически отмершая ветвь на древе технического прогресса. Одним они не нужны, а тем, кому нравится пускать пыль в глаза, их создание не по карману. Так что наш последний ЗИЛ-41044, наверное, действительно лебединая песня наследников колесниц римских триумфаторов...