"Hummer"- молот или кувалда?
Начало 1991 года, война в Персидском заливе, известная операция по освобождению Кувейта многонациональными силами во главе с США - "Буря в пустыне". Телевидение всего мира пестрит сообщениями с мест событий, в которых неизменно присутствуют грозные армейские вездеходы. которые легко преодолевают крутые склоны барханов и несутся по песку как по автостраде, на фоне могучих танков М1А Abrams и бравых солдат многонациональных сил. Лучшей рекламы для автомобиля не придумаешь, особенно для автомобиля с мужским характером, носителем культа мужского автомобиля. Таким был и есть армейский вездеход Hummer, самый брутальный внедорожник в мире.
Hummer в операции "Буря в пустыне".
А началось все в 1903 году, когда велосипедная компания Standart Wheel Co основывает отделение Overland Avtomative Division для производства автомобиля Runabout. В 1908 году компанию покупает John North Willys и переименовывает ее в Willys Overland Company а в 1912 году начинает выпуск известной серии автомобилей Willys Knight. Компания быстро развивается и вскоре становится второй после Ford автомобильной компанией США. 1936 год, компания выходит из банкротства после Великой депрессии и реорганизовывается в Willys Overland Motors Inc.
В начале 1940 года, компания участвует в тендаре военного ведомства США на разработку и производство небольшого, многоцелевого автомобиля повышенной проходимости, для использования в качестве командирского, разведывательного и другого назначения в армии США. В трудной борьбе среди 135 участников, выигрывает тендор со своим всемирно известным Willys MB и получает большой военный заказ.
Willys MB легендарный предок Hummer.
Willys активно учавствовал во Второй мировой войне, в том числе служил в Советской армии, закончил войну поистине легендарным автомобилем. По праву этот автомобиль, предельно простой но крепко сбитый, стал образцом для подражания и даже прямого копирования. Вместе с идеей прочного, простого, полноприводного автомобиля, весь мир принял и имя "джип". После войны компания продолжила выпуск автомобилей для армии, постоянно усовершенствуя их, одновременно работая по созданию "мирных" версий.
В 1953 году компания переименовывается в Willys Motors Inc, а в 1970 году в American Motors Corporation. В 1979 году компания снова меняет хозяина и имя, переименовывается в Jeep Corparation, а имя AMGeneral появилось из слияния имен Anarican Motors Corporation и General Products Division ( отделение Jeep Corporation). С появлением этой компании начинается новый этап истории Hummer.
В 1979 году американское военное ведомство объявила конкурс на создание армейского автомобиля, взамен тесного, маломошного армейского джипа М-151, уже не отвечающего современным требованиям. Проект получил название HMMWV - High Mobility Multy purpose Wheeled Vehicle (Высокомовильное многоцелевое колесное транспортное средство). Были обозначены требования к новой машине: низкий силуэт, мощная рама, центральная и задняя грузопассажирские площадки, независимая подвеска на поперечных рычагах, короткие свесы, легкобронированный полной массой не более 3.4 тонны, с дизельным мотором и АКПП, должен был разгоняться до 50 км\час за 6-8 сек и иметь запас хода 300 км, скорость по шоссе - выше 100 км\час и по бездорожью - 65 км\час.
M-998 HMMWV (Hum Vee).
Участие AMGeneral в битве за заказ Пентагона вылилось в появлении Hum Vee автомобиля который удовлетворил всем требованиям военных. Борьба была не легкой. Министерство обороны США поставила очень жесткие рамки, лимитировав все габариты и технические показатели заказанного "колесного транспорта". В финал вышли прототипы компаний AMGeneral, General Dynamics и Teledyne Continental. После проведенных испытаний, военные отдали предпочтение Hum Vee компании AMGeneral.
В 1985 году компания AMGeneral начинает массовый выпуск своего М-998 Hum Vee. Операция "Буря в пустыне" стала апогеем известности HMMWV. Это была демонстрация высокоподвижного многоцелевого автомобиля во всей его мощи.
HMMWV в Авганистане.
И не только мощи но и красе. И у гражданских лиц , которым полюбилась агрессивная энергия HMMWV, появилась желание получить его в собственное пользование. Военный внедорожник Humvee, выпущенный компанией AM General, будучи практически неприспособленным к гражданской жизни, тем не менее приобрел бешеную популярность у американцев, у которых, по слухам, любовь к большим авто обнаружена на генном уровне.
У компании AM General возникает идея выпустить мирную версию автомобиля и в 1990 году начала работу над созданием гражданской версии
Hum Vee. В связи с трудностями с сертификацией этого автомобиля и министерстве транспорта США, компания приняла решение о создании новой модели для гражданских лиц.
Так появился Hummer H1, c новым именем и обозначением High Utility Maximum Mobility Easy Rider. Новое имя созвучно английскому слову hammer переводится как молот, и по сути похожий на него, точнее на кувалду. В 1992 году начинается выпуск Hummer H1. Первыми гражданскими покупателями Hummer H1 становятся Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Джордж Лукас. Естественно, что внедорожник Hummer пользуется спросом в Арабских Эмиратах и странах Ближнего Востока, да и в нашей стране тоже.
Первое поколение Hummer H1, представляло из себя настоящего монстра, с широкой колесной базой и огромными по объему и мощности двигателями, которые сжигали не одно ведро топлива на «сотню». Гамма двигателей, поставлявшихся с Hummer H1, начиналась 5,7-литровым бензиновым V8 и заканчивалась 6,6-литровым турбодизелем, появившимся в 2006 году. Большинство деталей «Хаммер H1» позаимствовал у Humvee. Оси, тормозная система, рама кузова — все это досталось в наследство от военного внедорожника. Самым важным для компании моментом в создании Hummer H1 было сохранение внедорожных характеристик, даже если ради этого придется пожертвовать комфортом пассажиров. Так и вышло. С самого первого появления на сцене Hummer H1 оставил с носом всех конкурентов, но по комфорту стал настоящим аскетом. Автомобили Hummer H1 выпускались до 2006 года.
Hummer H1 гражданский вариант.
1999 год открыл новую страницу в истории Hummer, в связи с приобретением этой марки компанией General Motors. Новый хозяин, вносит некоторые изменения в концепцию бренда Hummer. Он должен быть более доступным, современным. GM создает новый абсолютно гражданский Hummer H2 на шасси GMT 800 ( Chevrolet Taho - GMC Yukon)
Несмотря на то, что новый Hummer H2 несколько уменьшился в размерах по сравнению со своим легендарным родственником, он в полной мере унаследовал его фантастическую проходимость и маневренность. Угловатая внешность не только придает Н2 характерный вид, но и способствует улучшению обзорности и увеличению внутреннего пространства. Длинная колесная база обеспечивает устойчивость на дороге и комфорт для пассажиров при езде, а короткие свесы помогают преодолевать различные препятствия. Расставленные по углам кузова колеса и широкая колея делают Н2 настоящим Hummer. Прибавьте к этому великолепную отделку интерьера, какой вы никогда прежде не видели на Hummer и о которой многим другим мощным внедорожникам остается только мечтать.
Hummer H2 - абсолютно новый Hummer.
Модель Hummer H2 снаряженной массой 2.85 тн с 6 литровым бензиновой восьмеркой оснащенной полноприводной трансмиссией 2-х ступенчатой распредкоробкой Borg Warner, блокирующим межосевым и заднем диференциалом, существенно улучшили скоростные свойства модели Н2, которая представлена в двух вариантах: 7-местный универсал H2 SUV и 5-местный пикап H2 SUT. Позже на смену 6,0-литровому мотору пришел 6,2-литровый агрегат V8 мощностью 398 л. с. и гидромеханический 6-ступенчатый «автомат». Одновременно изменились панель приборов, отделка салона и появились новые, более комфортные сиденья третьего ряда. Система динамической стабилизации Stabilitrak дополнена новой функцией контроля устойчивости. Пикап H2 SUT имеет короткий кузов с полезной длиной всего 0,88 м. Однако задняя стенка кабины может складываться, в результате чего грузовой отсек удлиняется до 1,85 м, а его вместимость повышается до 1 490 л.
Hummer H3 - "Малыш" Hummer.
В конце сентября 2005 года появляется новая модель Hummer H3. По американской классификации третий Хаммер относится к среднеразмерным автомобилям повышенной проходимости - он на 40 см короче, на 16 см уже и на 15 см ниже чем Hummer H2, получил прозвище "Боби Хаммер". Дизайнеры остались верны военному стилю - третий Hummer стопроцентно узнаваем. Но в оформлении салона внедорожника откровений нет - у H3 вполне традиционный легковой интерьер.
В основе машины - модернизированное шасси серийных пикапов-двойников Chevrolet Colorado и GMC Canyon: лонжеронная рама, традиционная для пикапов торсионная передняя подвеска и зависимая рессорная задняя, полноприводная трансмиссия с подключаемым передним мостом, понижающей передачей и самоблокирующимся задним дифференциалом. Силовой агрегат только один - это пятицилиндровый бензиновый мотор Vortec 3500 мощностью 220 л.с. с изменяемыми фазами газораспределения. В качестве альтернативы автомату впервые для автомобилей Hummer предлагается механическая коробка передач.
Популярное семейство Н3 дополнено более мощной модификацией Н3 Alpha. Как и ранее, базовая версия полноприводного 5-местного Н3 оборудована 3,65-литровой бензиновой «пятеркой» мощностью 223 л. с., которую агрегатируют с обычной механической коробкой передач либо гидромеханическим 4-ступенчатым «автоматом». Новый Н3 Alpha с улучшенным интерьером оснащен 5,3-литровым мотором V8 в 300 л.с. и 4-ступенчатым «автоматом». В стандартное оснащение Н3 Alpha вошли система динамической стабилизации и противобуксовочная система. При установке навигационного оборудования одновременно можно заказать и видеокамеру заднего вида для улучшения обзора при маневрировании задним ходом. Модели Н3 продаются в 34 странах мира, а их сборка помимо США организована и в ЮАР.
В планах компании было создание более малой модели Hummer Н4, однако в последнии годы популярность прожорлевых внедорожников стала стремительно снижаться и для концерна GM, находящегося на грани банкротства, убыточный бренд стал первым кандидатом на вылет .
Hummer HX концепт.
После ряда неудачных попыток продажи бренда GM в начале 2009 года прекращает выпуск Н2, а 26 мая 2010 года с конвеера завода в амариканском Шривланде штат Луизианна, сошел последний внедорожник марки Hummer.
Очень жаль, что итория знаменитого бренда так заканчивается, будем надеяться что компания GM, найдет возможность возобновить производство, и еще порадует любителей этой марки новыми моделями Hummer...
P.S. GM возобновляет производство Hummer в США. 10 ноября 2011 года, Automotive News сообщает, что корпорация General Motors возобновила производство внедорожников и пикапов модели Hummer H3 на заводе в Шревепорте (США).