Александр Иссигонис.
Александр Иссигонис - человек создавший "Мини". (1906-1988гг)
Александра (Алека) Иссигониса (Аlec Issidonis) с полным правом| можно назвать революционером. Правда, свой переворот он совершил абсолютно бескровно, создав в 1959 г. автомобиль «Мини», конструктивные особенности которого стали подлинной революцией в автомобилестроении.
Будущий конструктор родился в 1906 г. в Турции. Его отец—грек по национальности — имел британское подданство и занимался созданием судовых двигателей. Безмятежное детство Апека оказалось недолгим — началась Первая мировая война. Иссигонисы вынуждены были покинуть Турцию и переселиться на Мальту. Во время этого переезда отец мальчика скончался. В 1922 г. семья перебралась в Англию. Мать будущего конструктора считала, что ее сын должен получить хорошее образование, и предложила ему самому выбрать место будущей учебы. Выбор пал на знаменитую «Бэтерси Политехник»...
Закончив учебу, Иссигонис устроился в одно из лондонских конструкторско-консультационных бюро, но эта работа не вполне устраивала молодого человека. По долгу службы он много разъезжал по стране и вскоре подыскал себе более подходящее место в компании «Хамбер» (Humber) из Ковентри. Там он проработал два года, а затем перебрался в «Моррис Моторс» (Моrris Моtors). К тому времени Иссигонис был уже достаточно опытным конструктором, и ему поручили разработку системы независимой подвески. Эту работу он выполнил с блеском, и подвеска Иссигониса используется на машинах МGВ по сей день.
Первым автомобилем, который Иссигонис сконструировал самостоятельно, был «Моррис Минор» (Моrris Minor), снискавший широкую популярность у послевоенного поколения автомобилистов. Прототип машины, показанный на Лондонском автомобильном салоне 1948 г. под названием «Москито» (Моsguito), сразу же очень высоко оценила публика. За первые 11 лет был продан миллион автомобилей «Минор», а в производстве эта модель продержалась до 1971 г.
В 1952 г. произошло событие, сильно повлиявшее на всю дальнейшую жизнь конструктора. Компании «Моррис» и «Остин» (Аustin) объединились, в результате чего на свет появилась «Бритиш Мотор Корпорейшн» (Вritish Motor Corparation — ВМС). Как это часто бывает, сотрудники некогда конкурировавших фирм не слишком-то жаловали друг друга. Поэтому неудивительно, что после слияния марок начались неизбежные в таких случаях трения. Иссигонис терпеть не мог всяческих дрязг, поэтому он оставил фирму и перешел в компанию «Элвис» (Alvis). Там ему поручили создание нового автомобиля. Машина была закончена в короткий срок, но ее производство оказалось для «Элвис» слишком дорогим удовольствием — в серию она так и не пошла. Расстроенный Иссигонис в ноябре 1955 г. вернулся в ВМС, где его ждала та самая работа, которая спустя несколько лет принесла конструктору мировую известность. Речь, как вы уже наверное догадались, идет о «Моррис Мини» (Моrris Mini).
Историю создания этого автомобиля подробно описал сам Иссигонис. Там же он изложил и свое конструкторское кредо: «Когда у вас появляется новая идея, вам, в первую очередь, надо заняться вовсе не чертежами, которые вы отдадите на просмотр начальству. Вы должны изготовить настоящий автомобиль. Я так и сделал. Отобрал для своей группы людей, и мы отправились в мастерские, где за три месяца построили «Мини». Наступил день, когда мы смогли показать его руководству...
Когда мы разрабатывали автомобиль, у нас вошло в привычку потешаться над администраторами, впервые видевшими прототип. Сначала на их лицах появлялось сомнение при виде исключительно компактных внешних размеров машины, потом оно сменялось удивлением, когда у малютки обнаруживался просторный салон. Затем высказывались опасения относительно колес маленького диаметра...
Директор Леонард Лорд, впервые увидев машину, нахмурился и спросил: «Это еще что такое?» Я ответил: «А попробуйте прокатиться!». И вот мы уселись в миниатюрную коробочку и быстро проехали несколько кругов по заводскому треку. Когда мы вышли, он сказал: «Можете ее делать!».
Вот тут-то я и столкнулся с настоящими проблемами. Дело в том, что, получив карт-бланш, сконструировать автомобиль довольно легко. Запустить же его в производство гораздо сложнее. Наштамповать «железо» труда не составляет, самое главное — это убедить людей в том, что у вас есть настоящая идея. Речь идет не о руководителях производства. Их-то как раз убедить нетрудно. Труднее заинтересовать, склонить на свою сторону ваших сотрудников. Сотни людей могут работать под моим началом, но до тех пор пока мы не выработаем обшую точку зрения, нам не удастся осуществить намеченное. Если у вас нет контакта с людьми, если вы не знаете, чем они живут, о чем думают и как работают, то я сомневаюсь, что вы сможете создать коллектив, способный изготовить опытный образец автомобиля. Если у вас нет этих качеств, вы просто юный глупец...
Знаете, когда первый образец «Мини» сошел с конвейера завода в Лонгбридже и попал под проливной ливень, он остановился! Для меня это стало хорошим уроком. С тех пор мы больше не выпускали автомобилей, которые останавливаются под дождем...»
Итак, машина построена, начались дорожные испытания. В 1959 г. серийный «Мини» испытывали на дорогах Англии, Шотландии и Уэльса. Тогда машина прошла 1715 км со средней скоростью 48,4 км/ч, расходуя 1 л топлива на 22 км пути. А всего при тестировании машина прошла более 80 тыс. км по дорогам девяти стран — от Испании до Норвегии и полностью оправдала возлагавшиеся на нее надежды.
Однако сам Иссигонис не стал почивать на лаврах. Он активно работал. В 1962 г. прошла презентация Моrris 1100, появившегося при тесном сотрудничестве с дизайн-ателье Pininfarina. Спустя два года появился Могris 1800. Интересно, что многие его разработки так и остались невостребованными. Среди них стоит отметить небольшой полноприводный внедорожник Austin Ant, созданный на базе Аustin 1100...
Современники очень высоко оценили достижения конструктора. Он не был обделен ни материальным благополучием, ни прижизненной славой. За заслуги в деле развития британского автомобилестроения королева Елизавета II пожаловала Иссигонису рыцарское звание. Так, благодаря своему таланту, сын безвестного греческого эмигранта стал рыцарем короны.
А скончался сэр Алек Иссигонис в 1988 г., оставив после себя уникальную школу конструирования небольших автомобилей. Можно даже сказать, что столь распространенные сегодня малолитражки в какой-то мере обязаны своей популярностью именно ему...