Муфты "GeroDisc" на автомобиле.
Муфта "GeroDisc" в полном приводе.
Муфта GeroDisc по сути гидромеханический дифференциал повышенного трения, состовная часть трансмиссии полноприводного автомобиля.
Муфта была разработана небольшой калифорнийской компанией ASHA Co. При появлении наделала много шума, и с этой разработкой ASHA даже вышла
в финал престижного международного конкурса PACE Award 1999 года. Чем примечательно это устройство, почему столько к нему внимания?
Схема муфты GeroDisc. 1- Ротор "героторного" насоса. 2- Пакет фрикционных дисков.
GeoDisc состоит из "героторного" насоса и сжимаемого поршнем многодискового сцепления, работающего в масляной ванне. Слова "геротор" (Gerotor) составлено из двух английских слов - gear (зацепление, зубчатая передача) и rotor (ротор). Принцип действия "героторного" насоса примерно такой же, как у шестеренчатого насоса с внутренним зацеплением.
Cистема полного привода Quadra-Drive
автомобиля Jeep Grand Cherokee WJ. 1- Раздаточная коробка NV 247 - Quvadra-Trac II. 2,3 - Ведущие мосты Veri-Lok.
Работает GeroDisc следующим образом. Корпус насоса связан с одним из блокируемых валов, ротор - с другим. Как только в скоростях вращения валов появляется разница, насос начинает создавать давления под поршнем. Чем больше разница скоростей вращения валов - тем больше давление, тем сильнее сжимаются диски муфты, тем больший момент передается. Благодаря прогрессивной характеристике GeroDisc действует куда "жестче", чем вискомуфта.
Так как величина передоваемого момента зависит прямопропорционально от разности скоростей, нет необходимисти при установке предварительно нагружать фрикционную муфту, как это делается в дифференциале повышенного трения и ведет к повышенному износу. Следовательно износ существенно меньше.
Муфта GeroDisc как механизм длокировки межколесного дифференциала (Hudra-Lok, Vari-Lok). 1- Ротор "героторного" насоса. 2- Корпус "героторного" насоса. 3- Пакет фрикционных дисков.
Именно GeroDisc является основой автоматической системы полного привода Quadra-Drive нового покаления внедорожника Jeep Grand Cherokee. Раздаточная коробка (1) NV 247, носящее громкое собственное имя Quadra-Trac II, действует по принципу "on demand". В нормальных условиях практически весь момент передается на задние колеса. Но если они начинают проскальзывать, в действие вступает GeroDisc и момент начинает передоваться на передние.
Но это еще не все. Вместе с раздаточной коробкой (ее призводитель компания New Venture Gear) в систему Quadra-Drive входят блокируемые
дифференциалы обоих ведущих мостов (2,3). Причем в качестве механизма блокировки в них используется тот же самый GeroDisc. Мосты эти делает отделение Spycer компании Dana, которая использует торговую марку Hydra-Lok. Jeep эти мосты называет Veri-Lok.
Раздаточная коробка Quadra-Trac II.
На задние колеса момент передается напрямую. а на передние - через муфту GeroDisc. обозначенной на схеме стрелкой.
В общем, Quadra-Drive без всякой электроники обеспечивает некоторое автоматическое перераспределениемомента между всеми четырьмя колесами и теоретически позволяет автомобилю двигаться даже когда нормальное сцепление с дорожным покрытием имеет только одно из колес. Преимущества этой муфты в том, что: меньшее время реакции на появление разности скоростей вращения между ведущим и ведомым валами, по сравнению с вискомуфтой, возможность 100% блокировки дифференциала, по сравнению с обычным дифференциалом повышенного трения и вискомуфтой которые не блокируются полностью, в муфте используется таже рабочая жидкость, что и в устройстве в которое она встроена (раздаточная коробка, мост и др.) в отличии от вискомуфты, которой нужно специальная силиконовая жидкость и качественное уплотнение.
Существенное преимущество муфты GeroDisc - прогрессивная характеристика.
Преимущества систем с "внутренним автоматизмом" - относительная дешевизна, простота и соответственно надежность. Однако недостатком и вискомуфт и муфты GeroDisc является то, что их характеристика определяется конструктивными параметрами и не меняется без разборки узла. А оптимум для всех условий движения подобрать невозможно. В то же время электроника позволяет очень многое. И поэтому все чаще в системах "on demand" производители отдают предпочтение многодисковым сцеплениям с электронным управлением (муфта Haldex).