Соловьев Владимир Сергеевич.
Соловьев Владимир Сергеевич - советский автоконструктор создавший "Ниву" (1919-1975 гг)
Советский конструктор автомобилей, первый главный конструктор Волжского автомобильного завода (ВАЗ). В 1941 окончил с отличием автомобильный факультет Горьковского индустриального института. С июля 1941 – конструктор КЭО ГАЗ. Принимал участие в разработке трансмиссии для танка Т-70 и самоходной установки СУ-76М. С 1942 ведущий конструктор. Проектировал агрегаты трансмиссии легковых автомобилей Победа, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69, ГАЗ-12 ЗИМ. Впервые на заводе разработал для ГАЗ-12 задний мост с гипоидной главной передачей. Впервые в стране разработал и внедрил резиновые самоподжимные манжеты для уплотнения валов, стальные детали с фосфатным антизадирным покрытием. Участвовал в создании масла для гипоидных передач. Был ведущим конструктором легковых автомобилей Волга ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Участвовал в проектировании автомобиля ГАЗ-13 Чайка. С 1951 руководитель группы, а с 1953 начальник бюро легковых автомобилей и заместитель главного конструктора. С 1965 главный конструктор по легковым автомобилям. С октября 1966 – главный конструктор строящегося Волжского автомобильного завода (ВАЗ), где возглавил работы по ВАЗ-2101. Руководил разработкой и выпуском легковых автомобилей ВАЗ моделей 21011, 2102, 2103, 2106, а также разработкой модели 1101 (прототип Оки). Главной работой В.С.Соловьева на ВАЗе стало создание полноприводного автомобиля Нивы ВАЗ-2121. В 1971 по его предложению началось проектирование плавающего легкового автомобиля ВАЗ-2122. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции, медалями ВДНХ.
Среди немногих автомобилей, имеющих чисто российское происхождение, особое место занимает «Нива». Пожалуй, это тот редкий случай, когда отечественный конструктор стал родоначальником нового направления в мировом автопроме.
Отечественной автомобильной промышленности Владимир Сергеевич Соловьев отдал почти 35 лет. Свой путь к главному делу жизни — ВАЗ-2121 «Нива» — он начал на ГАЗе накануне Великой Отечественной войны. Среди первых его самостоятельно выполненных заданий на заводе — разработка планетарного механизма поворота для самоходки СУ-76. После войны Владимир Сергеевич работал над конструкциями таких автомобилей, как ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга». Но главные его заботы были связаны с вездеходами ГАЗ-69 и ГАЗ-М72.
В 1966 г. Владимира Соловьева переводят на должность главного конструктора ВАЗа. Здесь под его руководством проводилась адаптация (а практически — переработка) базовой модели автозавода — ФИАТ-124, а затем, в начале 70-х, началась разработка первых самостоятельных конструкций — микролитражки ВАЗ-1101. За несколько лет было подготовлено несколько версий будущей «Оки». Увы, из «высших» сообрашений до постановки на конвейер оригинальной и перспективной модели дело так и не дошло... Многие тогдашние наработки легли в основу ВАЗ-1111, увидевшей свет лишь спустя 10 лет.
В 1971 г. под руководством Владимира Сергеевича конструкторы ВАЗа приступили к реализации своего самого заветного замысла. Все участники тогдашней работы над «Нивой» говорят: «Не будь Соловьева, не было бы и «Нивы».
Прототип "Нивы" Э2121 1972 год.
ВАЗ-2121 стал первой серийной, полностью самостоятельной разработкой ВАЗа. В конструкцию модели заложили столько новых решений, что их хватило бы сразу на несколько автомобилей. Начнем по порядку. Независимая подвеска для джипов только-только пробивала себе дорогу в экспериментальных конструкциях мировых изготовителей. Постоянный привод всех колес исповедовал лишь Rover. (Только 9 лет спустя Audi применила его на модели Quattro 4x4.) Такой же экзотикой выглядел в те годы и закрытый цельнометаллический несущий кузов. Казалось бы, использовать столько новаций в одной машине — болышой риск. Но в том-то и состояло мастерство В. Соловьева, чтобы, основываясь на болыном личном опыте и профессиональной интуиции, свести их в одну гармоничную конструкцию.
Одной из блестящих находок коллектива конструкторов под руководством В.Соловьева стал кузов «Нивы». Он проектировал автомобиль, предназначенный для эксплуатации в самых сложных дорожных и климатических условиях. Необходимо было обеспечить надежную защиту водителя и пассажиров и от среднеазиатского пекла, и от якутских морозов. Машина должна была справиться и с песками пустынь, и с непролазными российскими проселками. И все это при достаточно высоком уровне комфорта, который для советских вездеходов тех лет бьл, мягко говоря, нетипичен.
Разработкой «Нивы» занимался один из ведущих дизайнеров ВАЗа В.Семушкин. Одновременно с поиском художественно-конструкторского решения кузова создавался передний ведущий и управляемый мост. Его конструкция в нынешнем виде сложилась лишь к 1975 г. после приобретения документации на шарнир «Рцеппа». Но еще за год до этого начались государственные испытания новых вездеходов. Им предстояло пройти несколько десятков тысяч километров в самых разных климатических зонах. Как водится, для сравнения, в этих тестах должны были участвовать и аналогичные машины ведущих мировых компаний. Но в том-то и дело, что таковых не было! «Ниве» с ее полуторалитровым двигателем пришлось тягаться с более крупными Land Rover, Range Rover и нашим УАЗ-469. Более или менее в одном «весе» с нею выступал экспериментальный Иж-14. И волжские внедорожники выдержали госиспытания на «пять»! По их результатам в конструкцию ВАЗ-2121 внесли незначйтельные изменения, и в апреле 1977-го во время работы в Москве Всесоюзного съезда колхозников были выпущены первые «Нивы». Но Владимиру Сергеевичу не суждено бьшо стать свидетелем триумфального появления его детища в Первопрестольной. За год с небольпшм до этого праздничного дня он скончался...
Лучшим памятником ему стало свидетельство на промышленный образец № 4444 от 6 августа 1974 г. на легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
Но наш рассказ не будет полным, если мы не упомянем еще об одном эпизоде, связанном с созданием «Нивы». Дело в том, что это был единственный советский вездеход, изначально предназначенный только для гражданских целей. И Владимир Сергеевич решил доказать, что «Нива» может нести и армейскую службу. В 1974 г. под его руководством началась проработка армейского автомобиля-амфибии ВАЗ-2122. Дизайнер В. Еремеев разработал полномасштабный деревянный макет, а вскоре был изготовлен и опытный образец. Проведенные испытания показали полную жизнеспособность предложенной В. Соловьевьш концепции небольшого маневренного подвижного внедорожника. Но то ли армия засомневалась, что такой маленький джип действительно настолько вынослив, то ли амфибии ей были не нужны, но проект отправили на полку а прототип, известный под именем «Река», — в Военный автомобильный музей в Рязани.
В этом году «Ниве» 3 апреля исполнится 35лет. Как говорят французы, истинная француженка не бьшает старше двадцатипяти... Так и детище В. Соловьева. За эти годы «Нива» претерпела несколько модер-низаций. Появились модели 21213, 21214, 21218, 2131. Мощнее стали силовые агрегаты, комфортабельнее салон. Но «Нива» по-прежнему успепшо трудится на российских проселках. Ее можно встретить на стройке и лесозаготовках, с милицейским маячком и в подразделениях спасателей. Совсем недавно «Нивы» покорили Эверест, поднявшись своим ходом на высоту более 5700 м, — этот рекорд официально зафиксирован агентством Гиннесса.
Все эти годы наши «Нивы» пользовались неплохим спросом на мировом рынке. В Чехии, например, «Нивы» — самые продаваемые джипы в последние годы, которые оставили далеко позади себя куда более именитых конкурентов. Полным ходом идет подготовка к выпуску ВАЗ-212141 в нескольких странах Латинской Америки. И даже в Японии зарегистрировано несколько клубов владельцев «Нив». А главное — по всему свету разбрелись джипы, вобравшие в себя идеи, рожденные на волжских берегах. Daihatsu, Suzuki, АRО и многие другие компании продолжают воплощать в жизнь идеи выдающегося русского конструктора Владимира Сергеевича Соловьева.