"Mersedez" в униформе
Опыт первой мировой войны показал, что успеха в сражениях сможет добиться лишь высокомобильная армия. И Европа начала срочно работать
в этом направлении. В условиях ограничений, наложенных на побежденную Германию Версальским договором, рейхсвер не мог иметь собственных танковых и моторизованных частей. Пришлось обходится "подручными" средствами. В конце 20-х в частях появились 300 маленьких Dixi-BMW, использовавшихся в качестве подвижных пулеметных установок. Еще около двух десятков автомобилей одели в фанерные макеты танков для отработки взаимодействия пехоты с бронированными гусеничными машинами.
В 1926 году рейхсвер объявил конкурс на разработку Gelandewagen (внедорожный автомобиль). Участие в конкурсе приняли три фирмы: только народившийся тандем Mercedes-Benz, Horch из Цвиккау и ныне забытая Selvе. Штутгартцы на суд военных представили трехосную машину серии G1 (внутризаводской индекс W103), имевшую колесную формулу 6х4 и снабженную 6-цилиндровым 50-сильным мотором в 3 литра. Автомобиль вмещал 8 человек и развивал скорость на шоссе 60 км/час, расходуя до 24 литра бензина на 100 км. пути (на пересеченной местности - до 30 литров). Бак емкостью 120 литров обеспечивал запас хода в 400-500 км.
Mercedes G1 1928 года, "проба пера" в создании армейского вездехода.
Победа в том, первом, конкурсе досталась 8-цилиндровому трехосному Horch 8, с 8-цилиндровым мотором (3.4 литра, 65 л.с) и рессорной подвеской всех колес, конструкция которого была разработана сыном Готтлиба Даймлера - Паулем.
Неудача не обескуражила руковотство Daimler-Benz, фирма стала непременной участницей как проводимых рейхсвером (с 1935 года - вермахтом) конкурсов на создании армейских вездеходов, так и рейдов-марафонов. Однако вплоть до денонсации Германией в середине 1935 года Версальского договора запросы военных были весьма скромными и на вооружение поступали так называемые Kubelsizwagen - "цивильные" автомобили без кузовов, с ковшеобразными сидениями и широкопрофильными шинами. Повышенная проходимость машин обеспечивалась в основном за счет уменьшения их веса.
К моменту преобразования рейхсвера в вермахт и введение в Германии всеобщей военской повинности штутгарская фирма изготовила 1507 Kubelwagen серии Stuttgart 260 (W11-III) и 90 - серия 290 (W18-III).
Mercedes Stutgard 260 в исполнении Kubelsizwagen (1930-1935гг)
Первый был хорошо принят военными. Не слишком маленький , но и не слишком большой, он завоевал уважение армейских водителей своей надежностью. Пятидесяти сил хватило, чтобы разогнать по шоссе машину до скорости 100 км/час. при расходе горючего в 17 литров. Запас хода составил порядка 300 км.
Автомобили серии 290 были менее популярными: 60-сильный двигатель оказался слабоват для машины весом без малого в полторы тонны,
тормоза - неэффективными, рулевое - тяжелым. Не устроила военных и цена Mercedes 290. В конце 1935 года модель модернизировали, в частности, за счет повышения степени сжатия мощность мотора возросла до 68 л.с. В течении 1936-1937 годов, вермахт получил 629 таких вездеходов.
Армейская версия модели 290 (1935 г.), слишком тяжела.
В 1937 году на смену автомобилям серии 290 пришла модель 320 (с 78-сильной "шестеркой" в 3.2 литра). Естественно, что на ее базе так же создали военную версию 320WK (W142-III). Однако и эта машина была мало приспособлена для службы в армии: ее "сухой" вес был равен 1710 кг. Хотя на шоссе она достигала скорости 118 км/час. довольно длинная - 2880 мм. колесная база, по сути, исключала движение по "пересеченке".
Перед самым началом Второй мировой войны появляется новая версия Kubelwagen серии W142 модель 340WK. Она снабжается мотором увеличенного до 3.4 литров объема (80 л.с.), но при знакомстве с остальными данными создается впечатление, что конструкторы задались целью усугубить недостатки предшественницы - вес возрос до 1920 кг. колесная база достигла 3.3 метра. Тем не менее в течении 1938-1940 годах вермахт приобрел 1764 таких автомобиля.
Mercedes-Benz 170VK (1938 г.), только для дорог.
Самой массовой моделью штутгарской фирмы перед войной была 170V (W136). И на ее базе появились армейские версии - Kubelsizwagen 170VK с приводом на задние колеса, а также полноприводные машины серии 170VG и 170VL (первая с отключаемым приводом передних колес, вторая - с постоянным приводом и со всеми управляемыми колесами). Они имели 4-цилиндровые моторы объемом 1.697 литра и мощностью 38 л.с., что для полноприводных моделей было явно маловато. Конструкция обеих машин была сложной и ненадежной, поэтому вермахт отказался от них.
Mercedes-Benz 170 VG (1935г), были сложными по конструкции и ненадежные.
В 1937-1940 годах штутгарцы попытались наладить производство еще одного автомобиля с полным приводом и управляемыми колесами. Модель G5 (W152)приводилась в движение "рядной" четверкой (2.0 литров и 45 л.с.) от Mercedes 200. На пересеченной местности машина пожирала до 27 литров горючего, а запас хода составлял всего 180 км. Спросом она тоже не пользовалась и производство ограничилось 378-ю экземплярами.
Mercedes G5 (1937-1941 гг), предшественник модели 170 VL.
Армейская "стосемидесятка" с задними ведущими колесами оказалась более популярной. При массе в 1235 кг. она могла двигаться по шоссе со скоростью до 90 км/час, расходуя при этом всего 13 литров горючего на 100 км.. В течении 1932-1942 годов их изготовили 19075 штук.
В программе штутгартской фирмы был вездеход, стоявший особняком от остальных - трехосный Mercedes G4 (W31), появившийся в 1934 году. Машина создавалась как тяжелый армейский внедорожник, но ввиду сложной конструкции и дороговизны рейхсвер почти сразу отказался от него. Однако G4 понравился в рейхсканцелярии и вскоре стал использоваться нацистскими руководителями для поездок на маневры, а начиная с 1938 года, для выездов в прифронтовые районы и вступления в поверженные европейские столицы. (Именно на Mercedes G4 12 марта 1938 года, на другой день после объявления войны Австрии, Гитлер въехал в свой родной Линц, а затем в Вену). Фашистских бонз привлекали не вездеходные качества, а импозантный и в тоже время "военно-полевой" экстерьер, соответствующий образу вождей-полководцев, лично ведущих свой народ от победы к победе. При этом семиместный G4 не уступал по комфорту Grosser Mercedes, серии 770.
Mercedes G4 (W31) - Geladewagen. (1939-1944 гг.)
Вначале автомобиль оснащался 100-сильной "восьмеркой" объемом 5.0 литров. Затем получил 115 сильный мотор в 5.232 литра, а в 1938-1939 годах на G4 стали монтировать моторы от модели 340 (5.401 литра, 110 л.с.). Часть автомобилей имела привод на задние колеса, а часть снабжалась всеми ведущими колесами. После убийства в начале 1942 года гауляйтера Протектората Богемии и Моравии Гендриха, большинство супервнедорожников приобрели бронированные кузова и пулестойкие покрышки. Несколько машин использовали в качестве передвижных радиостанций, обслуживающих фюрера в его резиденциях в Альпах, Бертхесхадене и под Винницей.
Насколько известно войну пережили только три G4. Один, был вывезен высоким чином французской армии, отреставрирован и продан в 1984 году на аукционе американскому коллекционеру. Второй, неведомо как попал на голливудскую киностудию и теперь снимается в фильмах о войне. Третья машина видимо обслуживающая "альпийскую крепость" оказалась в Чехословакии, а затем была продана в Германию.
Grosser Mercedes серии 770.
Интересно, что в 1942 году в КБ Daimler-Benz началась разработка нового вездехода для рейхканцелярии - так называемого Gelande-Fuhrerwagen (внедорожник для фюрера). Машина должна была иметь две оси и все ведущие колеса, а кузов и мотор V12 (170 л.с. в атмосферном варианте и 240 л.с. с компрессором) были позаимствованы у прототипа Grosser Mercedes 600. Однако ход военных действий поставил крест на этом проекте.
Даже беглый обзор армейских машин, выпущенных на базе "цивильных" Mercedes, ясно показывает, что эти автомобили в первую очередь предназначались для "молниеносной" войны в Европе, где хватало качественных дорог. Предполагать же, что их можно будет использовать на российском бездорожье, мог только очень наивный человек. Действительно, псевдовездеходы, оказавшиеся на Восточном фронте, в основном тихо "почили в бозе" уже после зимы 1941-1942 годов. И как пишет по этому поводу немецкий историк Вернер Освальд, "...никто по ним не плакал".
Мercedes-Bens G, с 1979 года, является настоящим внедорожником.
К теме вездеходов Daimler-Benz вернулся только в 1979 году, начав совместно с австрийской Steyr-Daimler-Puch AG производство внедорожника серии G(индекс 460). Машина предназначалась как для бундесвера, так и для "цивильных" покупателей, что соответствует практичным немцам. Но если довоенные армейские автомобили представляли лишь незначительную переделку гражданских машин, то современный штутгатский Gelandewagen впервую очередь
был вездеходом, а уж затем машиной для поездок на природу...
Трехосный Mercedes-Benz G класса, последованель G4.
В настоящее время, Мercedes-Benz создает целую армию внедорожных машин, отличающихся высоким комфортом и приличной проходимостью.
Однако Mercedes-Benz G класса остается вне конкуренции. Созданный в 1979 году он и до сих пор является внедорожным флагманом компании.
Спроектированный для армии он действительно очень крепкий и надежный автомобиль, по заверению немцев - автомобиль на всю жизнь.
И это действительно не пустые слова...