Внедорожник ХХI века. Новая волна.
Внедорожники новой волны.
Новая волна - это те самые внедорожники, которые за последние десяток лет сумели существенно потеснить "старую гвардию" , полноприводников классической конструкции, о которых мы рассказали ранее. Главных особенностей у таких машин две: несущий кузов и конструкция ходовой части, максимально повышающая комфорт и управляемость при движении по шоссе. Более всего этой паре критериев соответствуют так называемые "паркетники", характерной чертой которых также можно назвать применение экономичных бензиновых и дизельных двигателей сравнительно небольшого рабочего объема. Действительно. такие автомобили отлично показывают себя на ровной асфальтированной дороге, а вот на пересеченной местности "паркетнику" делать нечего, непременно увязнет или сядет на "брюхо". Удел демонстрации своей повышенной проходимости для него - заснеженные дворы, тротуарные бордюры да придорожные газоны. В крайнем случае - грунтовая дорога на дачу, шаг влево-шаг вправо от которой приравнивается к застреванию.
Subaru Forester 2008 года.
Наибольшего успеха в "паркетниках" достигли японцы, создав таких "классиков жанра", как Subaru Forester и Honda CR-V. Свою лепту в появлении нового класса внес и Land Rover, начав в 1997 году производство модели Freelander. Создавая этот внедорожник, англичане впервые отказались от привычной для них рамы, создав кузов несущим. Было много и других революционных нововведений: сравнительно небольшие габариты , поперечно расположенный двигатель и полностью независимая подвеска. Для полноты картины к этому нужно прибавить применение вместо классического межосевого дифференциала вискомуфты распределяющей крутящий момент между передними и задними колесами. Взамен устройства блокировки межколесных дифференциалов в конструкции Freelander использовали систему конкроля тяги ЕТС, которая притормаживает буксующие колеса, распределяя крутящий момент между остальными колесами.
Land Rover Freelander.
Через два года специалисты "Ford" создали автомобиль похожий на Freelander не только по концепции, но даже по внешности. Он получил название Escape (в Европе и России машина продается как Maverick). Все нововведения, перечисленные при описании "англичанина", были реализованы и у "американца". Разве что вместо вискомуфты фордовцы применили знакомую для них многодисковую фрикционную муфту. Для упрощения и облегчения конструкции трансмиссии создатели внедорожника отказались от ее понижающего ряда и от постоянного полного привода всех колес, разрешив на дорогах общего пользования использовать в качестве ведущих колеса лишь передней оси.
Ford Escape (Maverick.)
Принципиальное отличие Escape от английского аналога состоит разве в том, что американцы выполнили его интерьер в духе классических фордовских внедорожников, тогда как салон "англичанина" сильно смахивает на салон легковушки. В качестве дублера Escape на азиатский рынок была выведена Mazda Tribute,основное отличие которой в своеобразном оформлении фронтальной части кузова.
Honda CR-V.
В 1999 году Honda сделала еще один удачный шаг в создании "паркетников"- в продаже появилась спортивно-молодежная модель HR-V, Стремительная форма кузова , экспрессивный наружный и внутренний дизайн, небольшой по литражу двигатель, несложная, а значит недорогая конструкция трансмиссии и ходовой части - все это сделало автомобиль крайне популярным у мечтающих о внедорожнике молодежи В результате более солидная Honda CR-V стала позицианироваться как практичный семейный универсал повышенной проходимости.
Nissan X-Trail.
Тем временем, ниша на рынке "паркетников" заполняется все плотнее. GM ответил фордовскуму Escape началом выпуска сразу трех собственных разработок "дорожных внедорожников": Saturn VUE, который оснастили безступенчатым вариатором в трансмиссии, Buick Rendezvous с довольно большим по рабочему объему для автомобилей такого класса 3.4-литровым двигателем, а также Pontiac Aztec, выполненный на той же платформе и с тем же силовым агрегатом.
Hundai Santa Fe.
Но более других усердствуют азиатские компании. Hyundai запустила в серию мускулистый Santa Fe, а Mitsubishi расчитанный на молодых покупателей Outlander c 2.4-литровым мотором мощностью 140 л.с. Nissan представил на Нью-йоркском автосалоне поджарый Murano, оснащенный 240 сильным 3.5-литровым 6-цилиндровым мотором. Впрочем, этот внедорожник вполне можно назвать кроссовером, о которых речь пойдет чуть позже. Но у Nissan есть и классический "паркетник", свежеиспеченный X-Trail. Этот автомобиль в качестве опции оснащают системой ESP+, которая. согласуя данные, получаемые от АБС, датчиков угла поворота колес, а также электроники, управляющей дроссельной заслонкой, притормаживает пробуксовывающее колесо, распределяя крутящий момент между остальными колесами. А качестве штатного оборудования X-Trаil оснащают электронной системой полного привода, управляющей работой муфты, подключающей к трансмиссии задние колеса. Наконец, не так давно начались продажи уже второго покаления Honda CR-V. Автомобиль получилсоответствующий духу времени интерьер и экстерьер. но не претерпел принципиальных изменений в конструкции. Даже колесная база осталась такой же, как у предшествующей модели.
Mitsubishi Outlander.
Новые "проходимцы"
Надо отметить, что внедорожники новой волны не только "паркетники". Jeep Cherokee, не новой модели, а тот, давнишний, образца 1987 года , известный в нашей стране под прозвищем "кирпич". Этот автомобиль - образец классической американской школы конструирования внедорожников, за исключением одного момента - несущего кузова с интегрированной рамой, благодаря чему удалось снизить вес и центр тяжести, Он был первым где была применена эта схема. Его нынешний преемник - пухлый круглофарый "проходимец", продаваемый в Америке под названием Liberty, также обладает несущим кузовом с интегрированной рамой, как и другой, более ранний внедорожник, носящий марку Jeep Grand Cherokee.
Jeep Cherokee.
В конструкцию Liberty внесены некоторые элементы, улучшающие его управляемость: передняя подвеска , в отличии от подвески предшественников, сделана независимой, с использованием пружин, но при этом достаточно жесткой. Пружины применены и в задней зависимой подвеске. Рулевое управление стало более чувствительным и точным. Кроме того, в отличие от Gherokee прежнего поколения , новичок получил неотключаемый полный привод, эргономика его рабочего места сделала огромный шаг вперед, а экономичность выросла настолько, что он сумел завоевать звание "Экономичный SUV 2002 года". Но и внедорожные возможности нового"индейца" не хуже: увеличен ход подвески, отлично защищены все узлы и агрегаты, расположенные под днищем кузова, межосевой дифференциал можно принудительно заблокировать, а в заднем мосту установлен межколесный самоблокирующийся дифференциал.
Jeep Liberty (Cherokee).
За последние годы появилось немало настоящих покорителей бездорожья, кузов которых сделан несущим, а в трансмиссии применены автоматические системы от других производителей. Таже Honda выпустила в США полноразмерный внедорожник модели Pilot, созданной на одной платформе с появившимся в 2001 году Acura MDX. Оба автомобиля позиционируются как полноценные внедорожники, хотя у них нет рамы, а роль межосевого дифференциала выполняет вискомуфта.
Acura MDX.
Еще одно подтверждение, что отсутствие рамы это еще не капитуляция перед бездорожьем - Mitsubishi Pajero третьего поколения, увидевшая свет в 1999 году так же имеет полунесущий кузов, отдельной рамы как таковой нет, а силовые лонжероны интегрированы в пол. С одной стороны это понизило центр тяжести, с другой увеличило дорожный просвет, что в свою очередь повысило проходимость.
Mitsubishi Padjero 3.
Из всего вышесказанного получается, что несущий кузов с интегрированной рамой и технические решения, направленные на улучшения динамических качеств, управляемости и экономичности внедорожника могут ухудшить его проходимость, если это будут делать создающие его конструкторы. Если же при этом поставлена цель сохранить внедорожные качества автомобиля, то этого можно достигнуть, гармонично совместив их и с отменной управляемостью, и с высокой комфортабельностью и спортивной динамикой...