"Willys"-Виллис. История реставрации, тюнинг
Джип "Willys" - история создания, реставрация, тюнинг.
"Джип он и есть джип"
Однажды мой маленький сын, восхищенно глазея на проезжающий мимо "Land Cruiser" спросил меня: "Папа, а почему джип называют джипом?"
Я не смог сразу ответить на казалось бы простой вопрос, тихо буркнув - "джип он и есть джип". Сын явно не был доволен таким ответом, почесал свой взъерошенный затылок и тут же переключил свое внимание на другой объект. Однако неудовлетворенный своим ответом был и я.
В то время получить ответ на подобный вопрос было не так просто. Информацию получали в основном из книг, журналов и других печатных изданий,
которые необходимо было перевернуть в огромных количествах в поисках хотя бы нескольких нужных строк. Подробная информация была найдена мной в популярном журнале "Моделист конструктор" в статье "Автомобиль-солдат". Информация была более чем исчерпывающей, позже неоднократно
подтвержденной другими источниками.
В начале 1940 года, когда в Европе во всю бушевала война, военное ведомство США приняло решение иметь на вооружении своей армии - небольшой, многоцелевой, легковой автомобиль повышенной проходимости, для использования его в качестве командирского, разведывательного и другого назначения. Он предпологался как нечто среднее между большим полноприводным легковым автомобилем, которым уже распологала армия США и тяжелым мотоциклом с коляской, широко применяемых в Германском Вермахте.
В мае 1940 года были сформированы основные требования к этому автомобилю; при вместимости 4 человека и грузоподъемности в 600 английских фунтов (272,2 кг), автомобиль типа 4х4 с двигателем мощностью не менее 40 л.с, должен был весить не более 589,7 кг. при колесной базе 2032 мм. и колее не шире 1193.8 мм. В острой конкурентной борьбе среди участвующих в конкурсе 135 американских фирм, победу одержали компании; Willys Overland c Willys MA, American Bantam Car c BRG-40, Ford Motor Compani c Pigmy. Каждая фирма получила заказ на производство 1500 автомобилей, но уже в июле 1941 года решено было оставить на вооружении только одну модель. Выбор пал на Willys MA. Его подвергли модернизации, учитывающей все лучшее во всех трех моделях и после испытаний развернули массовое производство под маркой Willys MB на заводе Willys Overland а так же по лицензии на заводе Ford Motors Company под маркой Ford GPW (General Purpose Willys).
Willys MB - джип он и есть джип.
Однако следует отметить, что история создания этого автомобиля началась не в 1940 году , когда компания Willys Overland приняла участие в конкурсе по разработке многоцелевого военного внедорожника для военного ведомства США, а значительно раньше, в далеком 1908 году, когда велосипедную компанию Standart Wheel Co покупает преуспевающий бизнесмен John North Willys (1873 - 1935 гг.). Он переименовывает ее в Willys Overland Company и в 1912 году начинает выпуск известной серии автомобилей Willys Knight. Для производства автомобилей компания приобрела цеха разорившейся фирмы Pope-Toledo и переехало в Toledo (штат Ogaio). John Willys модернизировал фирму, взяв за образец автомобиль Genri Forda. Компания быстро развивается и вскоре становится второй, после Ford, автомобильной компанией в США. John Willys умер от сердечного приступа в 1935 году, оставив после себя развитую компанию с прекрасными специалистами, способную решать любые задачи, сделав задел для создания легендарного Willys MB. Следует отметить, что в создании этого вездехода косвенно принимал участие и дизайнер-инженер компании Bantam, Karl Probs, дизайнерская идея которого была применена на Willys MA.
Willys MB.
Автомобиль массой 1020 кг, был оснащен 4-цилиндровым 2.2 литровым бензиновым двигателем мощностью 60 л.с. и 3-ступенчатой коробкой передач. Вездеход развивал скорость до 105 км/час, вмещал 4 человека, мог транспортировать легкое артиллерийское орудие.
Автомобиль широко использовали в армии США и союзников. По буквенному обозначению модели Ford GPW (английское произношение этих букв -джи, пи, даблю), еще в годы войны машины получили прозвище "Джип". После войны джипами стали называть все полноприводные легковые армейские автомобили. Во время Второй мировой войны было выпущено более 600 тыс. этих автомобилей, большую часть которых составлял Willys MB (361 тыс). Много таких машин полученных по лендлизу служили в Советской Армии. После окончания войны наши воины неохотно расставались с верными боевыми друзьями, но по условиям договора большую часть пришлось вернуть американцам. У нас, где дороги как и сервис традиционно отсутствовали, этот надежный простой "проходимец", пользовался особой любовью.
Willys автомобиль-солдат победы.
Willys закончил войну поистине легендарным автомобилем, осыпанный восторженными отзывами солдат и генералов. По праву, этот предельно простой, но крепко сбитый автомобидь, стал родоначальником всех джипов, став образцом массового подражания и даже прямого копирования. От него ведут свою родословную многие послевоенные вездеходы такие как; Land Rover? Land Cruiser, Mitsubishi, Nissan, Peugeot и многие другие. Влияние идеи этого автомобиля сказалось и на проектиронании первых наших военных внедорожников Второй мировой войны.
Вместе с идеей прочного, простого, полноприводного легкового автомобиля, весь мир признал имя "ДЖИП" General Purpose (Общего назначения) в сочетании с полным приводом это и есть ДЖИП, символ нашего авто клуба.
Для многих, ДЖИП это не только любимый автомобиль, но и образ жизни
Willys MB 1942 года реставрация. Начало.
"Джип он и есть Джип - 20 лет спустя." История описанная в начале статьи "джип он и есть джип", имела продолжение в моей жизни через 20 лет.
Мой любопытный сын, который успел за это время вырости, получить хорошее образование и работу, однажды зашел ко мне в кабинет положил на стол газету со словами: " Папа, смотри что я нашел - "вещь!" давай купим, восстановим и будем ездить." Газета с объявлениями о продаже автомобилей, в которой маркером жирно было отмечено объявление: "Продается автомобиль Willys 1942 года выпуска, тел..."
20 лет назад я сам рассказал ему об этом автомобиле все что нашел в печати. Помню как он с восторгом слушал мои рассказы, а потом долго рисовал на листках из школьной тетради военные сценки, со взрывами, танками. бойцами и обязательно с Виллисом. И позже, когда вырос и стал юношей, собирал вырезки из газет и журналов где фигурировал этот легендарный автомобиль, показывал их мне и бережно хранил. Вспомнив об этом, я не мог с ним не согласиться.
Позвонив по телефону указанному в объявлении мы выяснили, автомобиль продается в городе Ахтубенске что в Астраханской области, он на ходу и на нем много родных деталей, он прошел всю войну и требует ремонта. Мы договорились с хозяином о встрече и уже на другой день пустились в дорогу. Для поездки был взят джип Опель Фронтера Спорт. И было это поздней осенью 2000 года, в самом конце 20 века.
Willys - автомобиль солдат на дорогах войны.
Путь нам предстоял более двухсот километров, но нас это ничуть не смущало, и спустя три часа мы были на месте. Город Ахтубинск расположен на севере Астраханской области, на левом берегу реки Волга. В советский период жизни страны, был городом "закрытым", так как рядом располагался огромный военный полигон по испытанию самолетов, артилерийской техники и другого вооружения СССР. В нескольких километрах к северу в Капъяре, располагался один из первых ядерных полигонов нашей страны. Вот в такое интересное место, мы и прибыли.
Искать хозяина Виллиса нам долго не пришлось, так как он был человеком известным в этом городе. Это интересный пожилой мужчина, который после службы в армии, остался жить и работать в этом городе, Тут он женился, родились его сыновья и тут прошли его лучшие годы жизни. Он оказался человеком увлеченным творчеством, конструировал и изготавливал различные технические новшества: автожир, плавающий вездеход на огромных колесах и многое другое, что он показал мне при встрече.
Знакомство с Виллисом состоялось во дворе его дома, где он отдыхал после летних покатушек на рыбалку в пойме реки Волга. Первые ощущения от увиденного, меня не впечатлили. Изрядно истрепанный, с облезлой краской, проржавевшим кузовом и рамой, выглядел он не как бравый солдат, "как я его мысленно представлял", а как изрядно потрудившийся работяга после ночной смены. Почувствовав мою реакцию на увиденное , хозяин пояснил мне ,что давно собирался его восстанавливать, но все руки не доходят, вот и решил передать в хорошие руки, "жалко машина с такой историей погибает". После этих слов он вдруг задумался, немного помолчал и рассказал мне историю его жизни.
Willys с 45-кой 1943 год, Белорусия (из семейного альбома "хозяина").
Наш герой, Willys МВ родился в марте 1942 года на заводе Willys Overland Co в США. По договору лендлиза был переправлен от восточного побережья США через Персидский коридор в иранский порт, где был собран и отправлен по маршруту Тегеран-Астара-Баку-Астрахань. Проделав огромный путь, поздней осенью 1942 года он прибыл на Сталинградский фронт. Получил распределение в артиллерийское подразделение "катюш" расположенное на левом берегу реки Волга, в качестве командирского транспорта. Здесь начался его боевой путь. Со своим командиром прошел путь от Сталинграда до Берлина, преодолев дасятки тысяч километров фронтовых дорог и с множеством пулевывх и осколочных ранений закончил войну героем. После окончания войны, вместе со своим командиром артиллеристом, получил назначение на службу на полигон в Капустин Яр Сталинградской области, и перешел на гражданскую жизнь став личным автомобилем своего командира. Там в 1990 году, его и нашел новый хозяин , поведавший мне эту историю.
Рано утром оценили покупку и сделана первая фотография.
Закончив рассказ хазяин замолчал, глаза его погрустнели, было видно что ему жаль расставаться с этим автомобилем. Вдруг резко встав махнул рукой сказал "ладно, вам я его отдам, чувствую в надежные руки отдаю" Не торговались, уладив формальности, взяли автомобиль на жесткую сцепку и отправилиль в обратный путь. Смеркалось, пошел сильный снег, ехали медленно , осторожно, вызывая восхищение прохожих в населенных пунктах. Всю дорогу валил снег. Добрались домой ночью, поставили машину в гараж и пошли спать. Рано утром пошли в гараж оценить покупку, была сделана первая его фотография
С этого момента начался новый этап его жизни. Впереди была большая работа по его восстановлению.