Внедорожник ХХI века. Современная классика
Внедорожники категории "Современная классика".
Значительную часть внедорожников, выпускаемых сегодня. можно отнести к классическим образцам автомобилей повышенной проходимости, концепция которых сформировалась в течении последних трех десятилетий. В чем же состоит эта концепция? Есть несколько характерных особенностей, позволяющих отнести тот или иной внедорожник именно к классике. В первую очередь, это лонжеронная рама. Конечно, несущий кузов легче, но не будем забывать, что на американском континенте до последнего времени почти все полноприводные пассажирские автомобили выпускались также и в варианте пикапа, причем именно на пикап, как правило, приходилась наибольшая доля продаж. А ведь только благодаря раме можно унифицировать грузовую и пассажирскую версии автомобиля! Кроме того, рама позволяет без особых проблем навешивать на внедорожник тяжелое дополнительное оборудование, например - лебедку, и допускает использование машины в качестве тягача тяжелых прицепов. Ее довольно просто усилить и несложно восстанавливать при деформации. Одним словом, рама упрощает применение внедорожников в экстремальных условиях бездорожья. поэтому она долгое время считалась обязательным атрибутом подобных автомобилей. Однако последнее время на смену классической рамы приходит рама интегрированная в кузов, что значительно упрочняет жесткость системы, но ликвидирует основные достоинства классической рамы.
Nissan Patrol.
Еще одна отличительная особенность классического внедорожника-размер. Обычно длина такой машины лежит в пределах 4.3-5.0 м. Она позволяет разместить в кузове три ряда сидений или превратить заднюю часть во вместительный грузовой отсек, для чего сидения второго и третьего рядов делают, как правило. складными. Грузопассажирскому назначению соответствует и тип кузова. Почти стопроцентно это пятидверный универсал с довольно высоким потолком. Тентованные или трехдверные кузова у большинства современных внедорожников просто отсутствуют, а у меньшинства присутствуют как отдельные модификации базовых моделей.
Land Rover Discovery III.
Трансмиссия классических полноприводных автомобилей во многом однотипна: двухступенчатая раздатка с принудительным подключением одного из мостов и механические устройства блокировки межосевого и межколесных дифференциалов. В подвеске часто применяют рессоры или торсионы. Впрочем, в качестве опций нередко предлагаются и системы автоматической блокировки дифференциалов, а также пневмоподвеска.
Конечно, современный классический автомобиль повышенной проходимости обладает комфортом салона как минимум на уровне легковушки среднего класса. Хотя конструкторы по традиции отдают приоритет не комфортабельности или динамичности, а внедорожным способностям таких машин. В последнее время. с появлением новых типов полноприводников, стала меняться и "классика", поэтому у многих новых моделей дорожные достоинства сравнялись с внедорожными или, даже, превзошли их, а конструкция постепенно стала насыщаться современными электронными системами. Взять, хотя бы, Mercedes Benz M, у которого роль традиционных межосевого и межколесных дифференциалов выполняет электронная система 4-ETS, в соответствии с показаниями датчиков, распределяющих крутящий момент от двигателя автомобиля между колесами пропорционально их сцеплению с дорожной поверхностью. Внедорожник буквально под "завязку" набит и другими умными системами: антиблокировочный, курсовой устойчивости, распределения тормозного усилия между колесами разных мостов, экстренного торможения и системой подачи топлива common rail.
Mercedes ML 1999-2004 годов.
Один из наиболее ярких представителей классических внедорожников - Land Rover Discovery, тоже не поддался всеобщим"шоссейным" устремлениям. Его модернизированная версия, показанная на автосалоне в Детройте, еще раз подтвердила то, что полноприводные автомобили классической конструкции не собираються капитулировать перед асфальтовыми полноприводниками. Этот автомобиль сохранил и могучую лонжеронную раму, и высокий дорожный просвет, а угол въезда за счет применения нового бампера даже увеличился. Однако Discovery показал направление по которому пошло развитие классических внедорожников: сохраняя высокую проходимость, они будут "обрастать" все новыми "умными" системами, улучшающими их управляемость, комфорт и безопасность на высоких скоростях. Discavery и до модернизации был оснащен множеством таких систем. Но теперь к системам облегчения спуска с гор, устранения кренов, контроля жесткости стабилизаторов поперечной устойчивости, изменения высоты задней подвески и электронного контроля тяги добавилась система облегчающая парковку, а также более мощный двигатель который значительно улучшил его динамические характеристики.
Mitsubishi Padjero.
Или взять другого, хорошо известного в нашей стране представителя классических автомобилей повышенной проходимости - Mitsubishi Pajero Sport. В его основе , энергоемкая лонжеронная рама, но многие элементы конструкции заставляют говорить об этом внедорожнике словно о спорткаре. Он оснащен адаптивной коробкой, подстраивающейся под манеру вождения владельца, раздаточной коробкой, ступени которой можно переключать доже на скорости 100 км/час, подстраивающейся под нее режим АБС, вентилируемые диски передних тормозов и гибридным самоблокирующимся дифференциалом заднего моста. Да и приземистый, словно прижатый к земле кузов явно указывает на спортивные качества этого автомобиля.
Totota Land Cruiser.
Впрочем, несмотря на появление моделей , у которых устойчивость и управляемость на дороге превалируют над высокой проходимостью при движении по бездорожью, вряд ли классическим внедорожникам грозит скорое вырождение, потому что в современном мире еще долгие годы будет огромное число покупателей, при выборе автомобиля прежде всего обращающих внимание на его вездеходные достоинства. Подтверждение тому - появление на рынке новых моделей, создатели которых не стесняются говорить о том, что при конструировании в первую очередь делали упор на повышение проходимости. Например, Nissan X-Terra позиционируется именно как автомобиль, спроектированный специально для бездорожья, при рекламе новейших Chevrolet Trail Blazer или SsangYong Rexton их внедорожные качества также выносятся на передний план. Классически сконструированы и воспринимаемые в нашей стране на уровне представительских лимузинов Nissan Patrol и Tayota Land Cruiser. Несмотря на широкое применение современных систем, они сохранили традиционную конструкцию ходовой части и великолепную проходимость. Например, Patrol применены неразрезные мосты и полностью зависимая подвеска, а задний стабилизатор поперечной устойчивости, для увеличения хода колес сделан отключаем.
На этом можно закончить краткий обзор внедорожников относящихся к категории "Современная классика". Описанного достаточно, что бы понять к какому классу относится ваш автомобиль...