Муфта "Heldex" в полном приводе.
Муфта Haldex - по сути электронно управляемая многодисковое сцепление, составная часть трансмиссии полноприводного автомобиля.
Служит для автоматического подключения второй оси и распределения крутящего момента двигателя, между приводными осями передних и задних колес.
Муфту изобрел в 1988 году швед Sigvard Johansson инженер, бывший гонщик ралли, который в 1992 году продал свое изобретение шведской фирме Haldex, которая приспособила эту муфту в систему трансмиссии полноприводного автомобиля. Впервые муфта была использована в 1998 году в версии Quattro Audi A3, и TT, а так же в VW Golf, в котором она заменила вискомуфту для подключения заднего моста.
Принципиальная схема муфты Haldex.
Муфта представляет собой электронно-управляемое многодисковое сцепление. Стальные фрикционные диски установлены с небольшим зазором относительно другу к другу, при этом, одна их часть установлена на ведущем валу, а вторая на роторе ведомого вала привода дифференциала одного из мостов. Междисковое пространство заполнено маслом. Фрикционные диски сжимаются цилиндром, давление в котором создается двумя интегрированными насосами, работающими в зависимости от разности частот вращения входного (ведущего) и выходного (ведомого) валов. Создаваемое насосом давление воздействует на кольцевидный поршень , который сжимает пакет дисков и полключает ведомый мост. Предварительное давление в системе создается электронасосом.
Схема работы муфты Haldex.
При движении по ровной дороге с твердым покрытием, все колеса вращаются с одинаковой скоростью и диски муфты вращаются одинаково. Но как только одно из колес, или колеса одной оси, начинают проскальзывать, а следовательно и диски муфты начинают вращаться с разными скоростями, возрастает давление в гидросистеме, пакет фрикционных дисков сжимается и крутящий момент перераспределяется на вторую ось. При прекращении проскальзывания колес оси, давление падает и диски муфты разжимаются. Величина давления, с которой сжимаются и разжимаются диски, происходит в соответствии с программой электоронного блока управления муфтой. В свою очередь блок управления получает информацию от датчиков: частоты вращения каждого колеса, частоты вращения вала двигателя , положении педали газа и др. и на их основе регулирует величину и динамику изменения давления на диски.
Схема комплектации муфты Haldex.
С момента создания муфты и до сегодняшнего времени, создано четыре поколения этой муфты. Последняя четвертая отличается от предыдущих тем, что прежде всего, компания отказалась от внутреннего насоса, а давление в системе обеспечивает электронасос с рессивером аккумулятором для давления. В этой конструкции муфта может быть активирована в любой момент, независимо от разницы оборотов между мостами, например во время начала движения. Это позволяет иметь любую настройку привода автомобиля, в зависимости от обстановки на дороге.
Задняя главная передача в блоке с муфтой Haldex и дифференциалом eLSD.
Преимущества муфты прежде всего, это постоянный полный привод с электронным регулированием многодисковой муфты, сохранение достоинств переднего привода, отсутствии повышенных напряжений в трансмиссии при парковке и маневрировании, отсутсвие критической чувствительности к наличию различных шин (езда на запасном колесе "таблетке"), неограниченная сочетаемость с различными системами ABS, ASR, EDS, ESP.
Аналогично системы xDrive фирмы BMW муфта Haldex IV эволюционировала от просто приспособления для обеспечения тяги, в динамическую систему перерапределения тягового усилия, между передними и задним мостами, в зависимости от ситуации. Муфта активно используется в трансмиссиях современных полноприводных автомобилей разных производителей (Audi, VW, Scoda, Volvo и др.)...
www.gpmar.ru