Луи Рено - начало пути.
Луи Рено - Начало пути. (1898 - 1907 годы)
Покупка для юного Луи бензинового мотора сопровождалась непреложным родительским требованием: поступлением в престижную высшую техническую школу "Эколе централь". Ту самую, которую окончил Андре Ситроен. Там Рено добился удовлетворительных баллов только по черчению, а удел нерадивых студентов везде одинаково незавиден - армия. Однако юноша смог обратить службу себе на пользу. Экономя каждый сантим, Луи исхитрился в 21 год уйти на дембель обладателем собственного квадроцикла "Dе Dion-Воuton".
Затем в своей мастерской он кардинально переделал примитивный аппарат. Так, простой одноцилиндровый мотор объемом 0,19 литра (3/4 л.с.) превратился в куда более мощный 0,27-литровый. Максимальная скорость "Де Диона" возросла с 35 до 45 км/ч. Это было действительно много для XIX века.
На своей самоделке "французский Кулибин" неожиданно выиграл одну из гонок, проводившуюся прямо на улицах Парижа. Победа послужила мощной рекламой: Рено сразу получил 12 заказов от зрителей на такой алпарат.
Первый автомобиль Луи Рено "Renault Type A" 1898 год.
Тут в Луи проснулся предприниматель. При финансовой поддержке своего брата Марселя он открыл компанию "Renault". Все предварительные заказы предприятие выполнило. Причем к покупателям "RenaultТуре А" (на снимке за рулем сам основатель фирмы) поступил в еще более со вершенном виде: самобеглый экипаж получил нормальную баранку вместо называвшейся "коровьим хвостом" рулевой штанги и, самое главное, карданный вал взамен цепи. Рено первым среди автопроизводителей использовал это решение. Впоследствии французский автопромышленник придумал и запатентовал множество технических инноваций, которыми на современных автомобилях мы пользуемся, не задумываясь. Это турбонагне-татель (1902 год), гидравлические амортизаторы (1905 год) и даже складной задний диван (1926год).
Братья Рено прекрасно понимали ценность спортивных побед, однако не разделяли господствующее мнение, согласно которому настоящая гоночная машина обязана быть многолитровым монстром. По их мнению, легкий и маневреппый автомобиль должом иметь среднюю скорость выше, чем сверхмощный тяжеловес. И делом подтвердили свою правоту, лично победив в течение трех лет во множестве соревнований. Так, триумф в гонке Париж - Бордо одним махом обеспечил компании "Renault"сразу 350 клиентов. Но все были, так сказатъ, бой местного значения. Скептики считали фрапцузов выскочками, не способными иа победу в международном состязании. Братья Рено доказали обратное, взяв первый приз в 1902 году в изнурителыгом марафоне Париж - Вена, включавшем сложнейший этап по горам длиной свыше 300 км. А ведь альпийские дороги тогда еще не были ухоженными асфальтовыми серпантинами. По сути, они представляли собой опаснейшую внедорожную трассу! На почти серийном "Туре К", снабженном 4-цилиндровым мотором объемом 4,9 л (очень скромный по тем временам показатель), Марсель Рено победил в абсолютном зачете. Средняя скорость его машины составила 60 км/ч. На хороших
участках трассы он разгонялся до 125!
"Renault Type K" 1903 год, Марсель Рено на гонках.
Увы, жажда скорости и побед оказалась губительной. В слодующем году автомобиль Марселя перевернулся и придавил гонщика. Ни о каких дугах безопасности и привязных ремнях тогда никто, естественно, даже не задумывался. На этом же этапе, который окрестили "дорогой смерти погибли тогда еще десять гонщиков и трое зрителей. Премьер-министр Франции назвал гонку "кровавым фарасом", приказал опечатать машины и отправить их в столицу не самоходом, а на подводах. Так на заре французского автомобилестроения крестьянские лошадки ненадолго взяли верх над самобеглыми экипажами... Луи Рено похоронил брата и продолжил семейный бизнес...
Рено раньше других углядел, какой жирный кусок представляет собой находившийся тогда в зачаточном состоянии общественный транспорт. Для начала он продал муниципалитетам нескольких городов крупные партии автобусов. В столице Луи Рено вовсе превратил этот бизнес в собственную монополию, которая, кстати, сохранилась до нынешних времен, - знаменитые "супермягкие" вагоны парижского метро на резиновом ходу и сейчас делает дочернее предприятие "Renault".
С 1903 года фирма начала производство такси "Туре АG-1". Автомобиль оказался настолько удачным, что даже пошел на экспорт - тысячу машин закупили власти Лондона (на снимке вверху представлен именно английский "кэб") и Нью-Йорка. Непритязательная модель "Туре АG-1" обрела уникальную судьбу. Когда в сентябре 1914 года, во время Первой мировой войны, линия фронта вплотную подошла к Парижу и выяснилось, что транспорта для переброски армейского резерва катастрофически не хватает, солдат погрузили в парижские такси, которых тогда было около 10.000. Таким нестандартным образом полки были доставлены к позиции возле реки Марна (на снимке внизу - отправляющаяся на фронт колонна).
Французы наголову разбили немцев, никак не ожидавших такой противоречащей кайзеровскому духу войсковой операции. А память знаменитой модели "Renault", прозванной "Марнским такси", увековечили самым почетным образом: автомобиль выставлен наряду с лучшими образцами французского оружия в знаменитом Национальном музее армии Дворца инвалидов.
Вот так начиналась история знаменитой французской автомобильной марки "Renault" созданной промышленником и изобретателем Луи Рено ...