Ятаро Ивасаки - "Mitsubishi"
Mitsubishi - под знаком трех бриллиантов.
В силу политической и географической обособленности Японии автомобили из Страны восходящего солнца практически последними вышли на мировой рынок. Корни поразительной инертности лежат в таком чисто национальном явлении, как дзайбацу. Это огромное финансовопромышленное объединение - таких в Японии XIX века было около дюжины. Действуя через сеть инвестиционных фондов и банков, дзайбацу контролировали в стране все и вся, вплоть до армии и дел императорской фамилии. А если учесть японский кульг почитания старших - не голько по служебному положению, но и по возрасту, -
то нетрудно догадаться, сколь консервативными, закоснелыми и "тяжелыми на подъем" были эти
финансово-промышленные группы. И только образованное сравнительно поздно - в 1870 году - дзайбацу "Мitsubishi Shokai" было открыто для свежих идей и новых направлений деятельностн.
Название компании Mitsubishi зародилось во второй половине 19-го века. В 1854 году в феодальной Японии, человек по имени Ятаро Ивасаки, сын провинциального фермера, чей дедушка продал свой фамильный самурайский статус в счет долга, начал свою карьеру не очень удачно. В 19 лет он был вынужден оставить школу после того как его отец был покалечен в драке с главой деревни. Ивасаки обратился к местному судье, чтобы виновник случившегося был наказан по закону. Но когда его оправдали, Ивасаки обвинил судью в коррупции, после чего, быстро был посажен на семь месяцев в тюрьму. Ближе к 1868 году Ивасаки работал на клан Тоса. После отмены клановой системы, он приобрел корабельную компанию клана Тоса - Tsukumo Shokai, которую в 1873 году переименовал в Mitsubishi. В наши дни глава четвертого поколения Ивасаки, Кайота Ивасаки, преобразовал компанию в гигантскую корпорацию, включающую автомобильную производственную компанию Mitsubishi Motors. Название Mitsubishi образовано от комбинации японских слов Mitsu - "три" и Hishi - "водяной каштан", который изображается в Японии в виде ромба или алмаза. Официальное значение названия Mitsubishi - "три алмаза". Логотип Mitsubishi скомбинирован из фамильного герба Ивасаки, сложенного из трех алмазов, и трехлистного герба клана Тоса. В Японии фигура из трех расходящихся, под равными углами из центра, ромбов называется "трисепс" - знак небесной силы.
В начале двадцатого века на совете директоров компанни было принято решение о запуске серийного производсгва диковинных тогда автомобилей. По меркам тогдашней Японии первые 22 машины "Мitsubishi" действительно можно было считать крупной серией...
В Японии предпринимались попытки построить собственные автомобили и раньше, однако по сравнению с продукцией Европы и CША все они представляли собой, так сказать, пародию на недоразумение. Иначе и быть не могло при кустарном производстве. К сча-тью, в руководстве "Мitsubishi" нашлись светлые головы, догадавшиеся поручить "автодело" судостроительному подразделению дзайбацу.. Японцы уже тогда были отменными корабелами, использовавшими передовые технологии. Дпя начала инженеры попросту скопировали популярный "Fiat Zero", имевщий 2,8-литровый двигатель мощностью 35 л.с. Местная специфика выразилась в том, что кузов изготавливался из белого кедра и покрывался знаменитым черным лаком - тем самым, которым окрашивался и "Ford Т".
С 1917 по 1921 годы были построены 22 "Mitsubishi Model A", Эта мизерная партия и считается первой в Японии серийной моделью. Эмблема на радиаторах тех машин полностью соответствовала названию. фирмы, которое переводится как "Три бриллианта". Фирменный знак представляет собой результат слиния родовых гербов ocнователя компании Ятаро Ивасаки (три бриллианта один над другим) и его феодального сюзерена (звезда из трех дубовых листьев], способствовавшего созданию дзайбацу. Эмблема эта практически в первозданном виде существует и поныне, а вот деревянный первенец фирмы, разумеется, не мог уцелеть в горниле сотрясавщих Японию войн и политических катаклизмов. На снимке представлена копия "Моdel A", созданная в 1972 году с использованием архаичных технологий.
В 1934 году компания создает свой автомобиль "РХ-33", как утверждают японцы, это первый в мире внедорожник. Построенный для нужд армии полноприводный "РХ-33" на шесть лет опередил и знаменитый американский "Виллис", и немецкий "Ноrch 830R". Модель была изготовлена всего в четырех экземплярах и служила штабной машиной для высших чинов.
Примечательно, что современная компания "Мitsubishi" не забывает напоминать миру о том, кто был пионером джипостроения. Ради этого в начале 90-х годов был построен гоночньй спортпрототип для ралли-рейдов, внешне стилизованный под внедорожник тридцатых годов и называвшийся "РХ-33 Repliса". Машина, кстати очень хорошо себя показала в супермарафоне Париж - Москва- Пекин.
После окончания Второй мировой войны финансовое положение большинства японцев не позволяло и мечтать об автомобиле. И только в 1952 году компания вернулась на стезю производства легковых автомобилей. Из комплектов, присланных из США, было собрано свыше пятисот джипов. Военные и полицейские на эти машины разве только не молились.
В 1954 году "Мitsubishi" купила у американской фирмы '"Willys Overland Motors" лицензию на производство легендарного "СJ3". Внедорожник снабжался 4-цилиндровым двигателем мощностью 76 сил. Японский вариант отличался от легендарного "Виллиса" удлиненной базой и некоторыми декоративными элементами. При незначительных изменениях модель продержалась на конвейере до 1998 года! Всего было выпущено более 200.000 таких машин. До самого конца своей карьеры "Мitsubishi CJ" оставался дешевым и неприхотливым автомобилем, ценимым и военными бедных стран, и коммерсантами фешенебельных курортов, где машинка использовалась в качестве пляжного джипа.
Так началась история компании "Mitsubishi Motors". В последующие годы развитие компании было более стремительное...