ГАЗ 67 "Иван-Виллис"
ГАЗ 67 - "Иван - Виллис"
Рождение ГАЗ-67 - "Иван Виллис".
В январе 1941 года, когда шло промышленное освоение ГАЗ-61, конструкторский коллектив В.А.Грачева получил от командования Красной Армии новое задание: разработать упрощенный армейский автомобиль грузоподъемностью 400 кг.с откратым четырехместным кузовом. Дело в том, что опубликованные в прессе фотографии первых американских джипов Bantam вызвали у наших военных огромный интерес и желание его скопировать. Именно это обстоятельство объясняет, почему руководство ГБТУ РККА заставило В.А.Грачева отказаться от использования в автомобиле уже выпускаемых переднего (ГАЗ-61) и заднего (ГАЗ-11-73) мостов и разработать машину с ведущими мостами, у которых колея искусственно уменьшилась до 1245 спереди и 1278 мм. сзади. Такие размеры имел американский прототип.
Американский военный автомобиль "Bantam" преодолевает лестницу в "Белом доме".
Забегая вперед, скажу, что в последствии ошибка была исправлена. Автомобиль с узкой колеей не мог следовать за полуторками по грунтовым дорогам с глубокой колеей иначе как с поперечным наклоном и с большим трудом. Кроме того, оригинальные мосты с укороченными полуосями вызывали сложности при их производстве. 9 февраля 1941 года компановка автомобиля была закончена, а 25 марта опытный образец , получивший обозначение Газ-64, уже совершил свой первый выезд.
Это был легкий внедорожник с очень технологичным кузовом, который мог свариваться из деталей, полученных самым простым способом, вырезкой и гибкой стальных листов. Кроме оригинального кузова модель имела новую оригинальную переднию подвеску и радиатор. Все остальные узлы и агрегаты брались от серийных автомобилей. Двигатель мощностью 52 л.с. был позаимствован от полуторки ГАЗ-ММ. Его система охлаждения была переработана, чтобы мотор не перегревался в самых тяжелых дорожных условиях.
ГАЗ 64 первый образец нового военного внедорожника.
Автомобиль имел небольшую массу (1040 кг.) и благоприятную развесовку: с нагрузкой, включавшей четырех человек и груз весом 100 кг., на переднюю ось приходилось 42%, на заднию 58% полной массы. Это позволило передним колесам прокладывать колею в рыхлом грунте, а задним-уверенно двигаться по ней, не закапываясь в песке, снежной массе и т.д. Мощности мотора вполне хватало для достижения максимальной скорости 90 км/час. на шоссе. Норма расхода топлива составляла 14 л/100 км.
В августе 1941 года ГАЗ-64 встал на заводской конвеер. Вскоре на его базе начал выпускаться легкий бронеавтомобиль БА-64-125, так же разработанный В.А.Грачевым, который из-за узкой колеи имел свойство к опрокидыванию.
ГАЗ 67 военный внедорожник получивший прозвище "Иван-Виллис".
Опыт эксплуатации первых партий джипов в войсках послужил основой для их серьезной модернизации. Новая модель 1943 года-ГАЗ-67, имела мосты со стандартной "газовской" колеей (1449 мм.), усиленную раму, иные крылья над колесами, измененное крепление задних рессор и ряд других усовершенствований. Они позволили "Ивану-Виллису" (так прозвали солдаты советский джип) успешно конкурировать с поступавшими по ленд-лизу американскими машинами.
ГАЗ-67 мог подниматься на холм крутизной до 35 градусов, возить за собой прицеп полной массой 0.8 т. его клиренс составлял 210 мм. В течении первого года производства машина постоянно совершенствовалась, что позволило в 1944 году присвоить модернизированному варианту индекс ГАЗ-67Б.
Тысячи внедорожников марки ГАЗ и бронеавтомобилей на их базе верой и правдой служили на благо Победы. Простые и надежные, хороше работавшие даже на самых плохих сортах бензина, они заслуженно пользовались почетом и уважением среди армейских шоферов и командиров. Однако с окончанием войны потребность в ГАЗиках не исчезла. С 1945 года их выпуск был увеличен, и они стали желанным помощником сельских механизаторов и строителей. Газ-67Б поступали в МТС, колхозы и совхозы, сыграв большую роль в восстановлении разрушенного хозяйства.
Willys MB и ГАЗ 67 "Иван-Виллис" братья по оружию.
Весной 1950 года была предпринята попытка покорения горы Эльбрус на автомобиле ГАЗ-67Б. Вершины достичь не удалось, но тем не менее джип успешно добрался своим ходом до "Приюта одиннадцати". Работали эти машины и на Северном полюсе, в составе дрейфующей полярной станции СП-2 в 1950 году. Много автомобилей было экспортировано в различные страны мира, и в настоящее время их можно встретить в зарубежных автомобильных музеях.
Технические характеристики ГАЗ 67Б: Автомобиль имел двигатель- ГАЗ-М1, 54 л.с. при 2800 об/мин, 4-х цилиндр. 4-х тактный, рабочий объем 3285 куб.см. Габариты: длинна-3360 мм, ширина-1685 мм, высота-1700 мм, база-2100 мм, дорожный просвет-210мм. Вес-1320кг.
Выпускался ГАЗ-67Б до сентября 1953 года. Общее количество выпущенных ГАЗом внедорожников по моделям составило : ГАЗ 64 - 672 машины, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б - 92843.
Несмотря на популярность этой машины она была устаревшей и требовала серьезной замены, и ГАЗ над этим работал создавая ГАЗ 69, но это уже другой рассказ...