Они были первыми. Первые внедорожники России
Для такой страны как наша, с ее неразвитой сетью дорог и долгими месяцами ненастной погоды, когда весенняя или осенняя распутица делает непроезжими проселки и обильные снегопады зимой вообще могут парализовать движение, вопрос о производстве автомобилей повышенной проходимости всегда стоял очень остро.
Первым в нашей стране, созданием легковых автомобилей повышенной проходимости занялся Горьковский автомобильный завод. Проектирование ГАЗ 61 начали в 1938 году, а на следующий год уже собрали опытные образцы. Для нового автомобиля много использовали узлов и деталей от "полуторки" и "эмки", уже проверенные в работе, однако двигателем снабдили новым. Двигатель ГАЗ 11, шестицилиндровый, нижнеклапанный, рабочий объем 3.485 литра имел два варианта исполнения: с чугунной головкой и степенью сжатия 5.6 развивал мощность 75 л.с при 3400 об/мин, и с алюминиевой головкой и степенью сжатия 6.5 развивал мощность 85 л.с. при 3600 об/мин. На самом деле этот мотор, переконструированный специалистами ГАЗа двигатель Додж Д5, переведенный вдобавок в метрические размеры. Это была проверенная временем конструкция датированная 1928 годом, показавшая себя исключительно надежной и выносливой. Оборудование для его производства было закуплено в 1937 году
В 1939 году начались заводские испытания командирского автомобиля ГАЗ 61-40, первого отечественного легкового полноприводного автомобиля повышенной проходимости (с кузовом типа фаэтон). Главным конструктором проекта был В.А.Грачев. На песке ГАЗ 61-40 брал подъем с места 15 градусов, с хода - до 30 градусов, брод - до 0.82 м., ров - шириной до 0.85-0.9 м, снег - глубиной до 0.4 м.
Помимо основной модели ГАЗ 61 существовали ГАЗ 61-71 с двумя запасными колесами в карманах крыльев передних колес и ГАЗ 61-417 с откидными сидениями, двухместной кабиной, брезентовым верхом. Основной моделью легкового вездехода для высшего командного состава Красной Армии стал ГАЗ 61-73.
ГАЗ 61 обладал выдающимися эксплутационными показателями и мог считаться гордостью советского автостроения конца 30-х годов. Его создатель В.А. Грачев за эту машину и броневик БА 64-125, был удостоен Государственной премии в 1942 году.
Однако автомобили такого плана были тяжелы и дороги для армии и применялись для высшего командного состава. Вот тогда по образу и подобию американскогоWillys в августе 1941 года был создан ГАЗ 64, с узкой колеей. А в сентябре 1943 года начали выпуск модернизированного варианта ГАЗ 67 уже с широкой колеей, получившего впоследствии прозвище "Иван-Виллис". ГАЗ 67 стал надежнее и добротнее своего предшественника, устойчиво работал на низкокачественных горюче-смазочных материалах, выдерживал значительные перегрузки и отрабатывал заданный срок службы...
Первые рассийские внедорожники: ГАЗ 61-40, ГАЗ 64, ГАЗ 67 и др. как это начиналось в старой редакции на www.gpmar.narod.ru. Читать...