Внедорожник ХХI века. Кроссоверы.
Внедорожники стремящиеся к максимальной скорости - кроссоверы.
Кроссоверы - полноприводные автомобили, открывшие еще недавно совершенно новый сегмент рынка внедорожников. Почти одновременно увидели свет три новые модели, в 1999 году BMW X5 и Volvo V70 XC, а всего несколько месяцев спустя, в 2000 году - Audi Allroad Quattro. Несмотря на полный привод и повышенный дорожный просвет, назвать эти автомобили внедорожниками трудно. во всяком случае, в обычном понимании этого слова. Скорее они представляют собой гремучий коктейль вездехода, семейного универсала и скоростного спорткара. Причем именно задатки последнего выделяют перечисленные модели в отдельную группу. Судите сами: какой нормальный внедорожник может разгоняться до 100 км/час за 7.5 - 8.0 секунд и гонять по автострадам со скоростью 200-230 км/час? А ведь для соответствия таким характеристикам у автомобиля должны быть особым образом настроены: рулевое управление, подвеска и тормоза. Так что кроссоверы действительно самостоятельный, можно сказать уникальный класс полноприводных автомобилей повышенной проходимости, за несколько лет успевших прочно занять собственную рыночную нишу.
BMW X5.
В конструкции BMW X5 не так много элементов, улучшающих ее внедорожные характеристики по сравнению с обычными легковыми автомобилями: разве что полный привод, 180-миллиметровый дорожный просвет да малые передние и задние свесы кузова. В трансмиссии даже нет понижающего ряда и механизмов блокировки межколесных дифференциалов. Зато все сделано для поддержания спортивного духа машины: разработана гамма высокооборотистых мощных двигателей рабочим объемом от 3.0 до 4.6 л, специально адаптирована под привод всех четырех колес кинематика и жесткость полностью независимой подвески, применена мощная электронная система управления шасси, включающая, помимо АБС, систему подтормаживания определенных колес при прохождении поворотов, систему управления динамикой торможения и систему перераспределения крутящего момента между колесами. Оснащен BMW X5 и системой спуска с горы, которая при съезде со склонов не дает автомобилю набирать скорость более 10 км/час.
Audi Allroad Quattro.
Audi Allroad Quattro, в сравнении с BMW X5, обладает более серьезными внедорожными способностями. В конструкции этого кроссовера предусмотрены понижающий ряд трансмиссии (для версии с механической КП), механический межосевой дифференциал Torsen с электронной системой блокировки и устройство, позволяющее изменять дорожный просвет в пределах от 142 до 208 мм. Когда клиренс максимально увеличен, в дело вступает электронная система стабилизации, препятствующая возникновению опасных кренов кузова.
Volvo V70 XC Cross Country.
Из трех упомянутых здесь кроссоверов, Volvo V70 XC Cross Country наиболее близко стоит к обычным "паркетникам" и более других походит на традиционный дорожный универсал. Такая ассоциация возникает не только из-за особенностей дизайна кузова, но и из-за использования бензинового двигателя рабочим объемом всего лишь 2.4 л. Но благодаря применения турбонаддува, его мощность составляет 200 л.с, так что в динамике и скоростных качествах "швед" не спасует перед немецкими конкурентами. А чтобы внешне автомобиль больше походил на истиный внедорожник, стилисты сделали его бамперы максимально массивными и, в дополнение к этому, надели "черную маску" на фронтальную часть кузова. Впрочем эта маска имеет не только эстетическое, но еще и прикладное значение: ее покрытие стойко к попаданию песка и камешков из под колес впереди идущих машин, что нередко случается при движении по грунтовке.
Необходимо отметить еще один кроссовер начала нового века рожденный на конюшне спорткаров "Porsсhe". Porsche Cayenne — пятиместный среднеразмерный кроссовер производства немецкой автомобилестроительной компании Porsche. Автомобиль создан при активном участии концерна Volkswagen AG. Производство началось с 2002 года, название модели - Cayenne образовано в честь столицы Французской Гвианы.
Porsche Cayenne.
Для реализации амбициозного проекта была спроектирована принципиально новая для обеих марок платформа с продольным расположением двигателя, мощным несущим кузовом с подрамниками, полностью независимыми подвесками всех колес на двойных поперечных рычагах (пружинной (Cayenne / Cayenne S) и пневматической (Cayenne Turbo / Turbo S) с возможностью регулировки клиренса) и постоянным полным приводом с раздаточной коробкой передач и блокируемым межосевым дифференциалом. Инженеры Volkswagen отвечали за разработку и компоновку полноприводной трансмиссии, а специалисты Porsche — за подвеску, ходовые качества и управляемость, при этом каждая из марок создала для внедорожников собственную линейку двигателей (исключение — 3,2-литровый двигатель V6 производства Volkswagen, который ставится на модель Porsche Cayenne и считается «бюджетным»). Дизайн моделей немецкие фирмы разрабатывали раздельно..
Было бы неспроведливо, при обзоре кроссоверов, обойти вниманием еще одного заметного участника этого класса - Infiniti FX35 компании Nissan. Принципиальное отличие Infiniti FX35 от классических внедорожников - в конструкции, которая явно ориентирована на езду по качественным покрытиям. Например, Infiniti FX сконструирован на платформе FM, которую Nissan использует также для седана и купе Infiniti G35 и Nissan Skyline. Платформа автомобиля - с классической компоновкой: продольно расположенным двигателем и приводом на заднюю ось. Дорогая версия FX45 оснащается только полноприводной трансмиссией, чуть более скромная Infiniti FX35 имеет версию с колесной формулой 4х2.
Infiniti FX35. 2009 года.
В варианте 4х4 распределением крутящего момента ведает электронная система ATTESA E-TS - Advanced Total Traction Engineering System for All-Electronic Torque Split, что-то вроде "продвинутой системы полного привода с полностью электронным распределением момента". В обычных условиях весь момент передается на заднюю ось, а при проскальзывании ведущих колес с помощью электромагнитной муфты подключаются передние, так что соотношение крутящего момента по осям может быть доведено до пропорции 50:50. При желании полный привод можно включить и принудительно - кнопкой на панели приборов, но этот режим работает на скоростях до 30 км/ч. Коробка передач - обычный гидромеханический "автомат", но пятиступенчатый и с возможностью выбора передач вручную.
Porsche Cayenne видео смотреть на блоге...
И нельза пройти мимо BMW X6...
На этом мы закончим краткий обзор внедорожников класса - кроссовер, хотя их последнее время просто огромное количество, но это их лучшие представители...