Фердинант Порше (Ферри) младший.
Фердинанд Порше (Ферри) младший - немецкий автоконструктор (1909-1998 гг).
Фердинанд Порше (Ферри) - младший родился в семье выдающегося немецкого автоконструктора Фердинанда Порше. С самого раннего детства Порше-отец обучал сына профессии автомобилестроителя самым простым способом: «Делай, как я». Водить автомобиль юный Ферри научился в десять лет. Причем - свой собственный автомобиль! Естественно, что сын Фердинанда Порше находился в более привилегированном положении, чем другие дети. На Рождество 1919 года, специально для него, был собран небольшой автомобиль, настоящая машина с двухцилиндровым двигателем мощностью 6 л.с., на которой можно было разгоняться до 60 км/ч! И тогда же Ферри начал ездить на автомобиле по дорогам общего пользования. Хотя у машины не было номерного знака, а у ее шофера водительских прав, «ввиду положения моего отца полицейские, как правило, закрывали глаза на это дело», - признавался позднее Ферри Порше. А уже в 12 лет ему доверили управление гоночным автомобилем Austro-Daimler «Sascha». Но делать из своего ребенка пилота Фердинанд Порше не хотел: «Гонщиков у меня много, а вот сын только один!».
Сразу же после переезда семьи в Штутгарт в 1923 году, где Порше-старший стал техническим директором на заводе Даймлера, Ферри отдают в реальную школу имени Готтлиба Даймлера. В то время она была одним из лучших учебных заведений в городе, где учились отпрыски лучших фамилий Штутгарта. «Приходит к нам в класс молодой австриец с длинными волосами, а у нас все подстрижены ежиком под Гинденбурга. На нем были надеты незнакомые нам брюки, которые он называл бриджами. Уже тогда он был тем, кого сегодня называют законодателем моды, потому что вскоре мы отрастили себе волосы, а бриджи стали в нашем классе модной одеждой», - вспоминал Альберт Принцинг, который позже станет одним из руководителей компании Porsche.
Власти пригорода Унтертюркхайм, где находилось конструкторское бюро фирмы и где жила семья Порше, вновь разрешили Ферри водить автомобиль, хотя ему еще не исполнилось шестнадцати лет. В порядке исключения. Для привыкших блюсти законы немцев, такая формулировка близка к потрясению устоев. А в 16 лет Ферри становится вообще самым «крутым» мальчиком в школе. Ведь ему в виде исключения выдают водительские права! Теперь он может кататься на всех прототипах, которые отец привозит домой. Во время длительных ходовых испытаний он сопровождает отца и, управляя мощными компрессорными моделями Mercedes, привлекает к себе взгляды всех без исключения девушек. И в сентябре 1927 года случилось то, что должно было случиться - он влюбляется в жительницу Штутгарта Доротею Райтц, на которой он позже женится.
Примечательно, что Ферри Порше так и не получил традиционного высшего образования. После окончания школы он поступил в технический ВУЗ, но вскоре прекратил посещать лекции. Впрочем, Ферри работал с величайшими умами того времени, они-то и учили его всем наукам. Постепенно Фердинанд Порше-старший, который к тому времени успел основать собственное конструкторское бюро, начинает давать ему важные поручения. Уже в 21 год Ферри смог самостоятельно разработать проект улучшения рулевого управления для автомобиля марки Wanderer. Причем, его работа оказалась настолько удачной, что данное рулевое с небольшими усовершенствованиями использовалось в дальнейшем на гоночных Auto-Union и Volkswagen.
В 1934 году отец и сын Порше приступили к созданию народного автомобиля марки KdF, который получил в дальнейшем прозвище «Жук» (по-немецки машину называли Kafer, по-английски Beetle, а финны именовали его Kupla – «пузырь). Принято считать, что автором первого Volkswagen является исключительно Фердинанд Порше-старший. Но на самом деле Ферри вложил в эту машину не меньше труда.
Позднее Ферри Порше назвал создание всевозможных гоночных машин «детской игрой» по сравнению с разработкой народного автомобиля. Потому что при проектировании этого автомобиля инженерам приходилось не только заниматься непосредственно конструкцией, но и постоянно считать деньги. Была установлена розничная цена - 990 марок. Поэтому пришлось отказаться, например, от гидравлической тормозной системы. «Главным для нас было от чего-нибудь отказаться. Мы работали по единой системе – база автомобиля была рассчитана по размеру салона, предоставляющего достаточно места четырем взрослым людям. Ширина колеи была выбрана такой, чтобы автомобиль мог ездить по проселочным дорогам и проезжать узкие деревенские улочки», – напишет в своих воспоминаниях Ферри. – «Время нас торопило, да и скудные финансовые средства не ускоряли работу над проектом, потому что выплачиваемые ежемесячно дотации нацисткого правительства в размере 20 000 рейхсмарок очень скоро оказались слишком низкими». Для экономии средств инженеры были даже вынуждены начать собирать первые автомобили на собственной вилле Порше в Штутгарте. По словам Ферри, это время было одним из самых напряженных в его жизни.
В 1938 году Ферри уже увлечен новой идеей – он хочет построить на базе KdF спортивный автомобиль. Причем, параллельно работа велась над несколькими проектами. Одну машину Порше разрабатывают по своей собственной инициативе - на шасси Volkswagen они поставили 1,5-литровый мотор. А второй аналогичный проект выполнялся уже по заказу самого Volkswagen, которому нужны были модели для участия в гонке Берлин-Рим (машины получили кодовое обозначение «Тип 64» и «Тип 60K10»).
В связи с тем, что большая часть гоночной трассы длиной более 1500 километров приходилась на новые германские автобаны, особое внимание уделялось аэродинамике автомобилей. Обтекаемый аэродинамический кузов из алюминия, колесные ниши с подкрылками и модифицированный четырехцилиндровый оппозитный двигатель VW с первоначальной мощностью 33 л.с. позволяли развивать на трассе Берлин-Рим курьерскую по тем временам скорость – до 145 километров в час. Именно эти машины в будущем лягут в основу первых спортивных Porsche.
В 1937-1938 годах отцом и сыном Порше был придуман и построен первый трактор конструкции отца и сына Порше. Позднее, когда Ферри возглавит компанию Porsche, он продолжит выпуск тракторов. Правда, они будут лишь вторичным бизнесом – главную ставку Ферри всегда делал на спортивные машины
Во время войны Ферри, как и его отец, занимается созданием военных автомобилей. И если Фердинанд прославился тем, что построил самый большой танк той страшной войны Maus и мощнейшую самоходную установку Elefant, то Ферри приложил руку к таким машинам как тип 62 «внедорожный автомобиль KdF», тип 82 армейский автомобиль «VW-Kübelwagen», полноприводная модель типа 87 и плавающая модель типа 166 «VW-Schwimmwagen». Разразработаны они были на базе того же "жука", с широким использованием его узлов и агрегатов.
После краха гитлеровской Германии в середине ноября 1945 года Фердинанд Порше принимает приглашение французской комиссии и приезжает в Баден-Баден для обсуждения вопроса, касающегося продолжения проекта Volkswagen во Франции. Однако за месяц до следующей встречи для окончательного подписания контракта Фердинанда Порше, его сына Ферри и зятя Антона Пиеха в Баден-Бадене арестовывает французская разведка по обвинению в сотрудничестве с фашистами.
Выйдя на свободу в 1946 году, Ферри оказался в весьма затруднительном положении. Средств не было ни на восстановление производства, ни на выкуп отца из заключения. Заводы в Вольфбурге сильно разбомбили союзники. Чтобы как-то сохранить их «на плаву», Порше-младший брал заказы на ремонт автомобилей, водяных насосов и лебедок.
Чтобы вызволить отца из тюрьмы, следовало заплатить выкуп в полмиллиона франков. Сделать это сыну помог гонорар от компании Cisitalia за сконструированный гоночный автомобиль. И, не дожидаясь возвращения отца, Ферри переехал в Австрию, где основал в городке Гмюнд компанию под именем «Порше» и начал готовить к выпуску первый автомобиль с этим названием.
«После войны мне было непросто, теперь все зависело только от моей собственной инициативы», - вспоминал Ферри Порше. А цель Ферри Порше состояла в том, чтобы снова начать конструировать автомобили. При содействии своих деловых партнеров Карла Абарта и Рудольфа Хруски 15 декабря 1946 года Ферри Порше подписал контракт с промышленником из Турина Пьеро Дусио о заказах на различные разработки для его компании Cisitalia. Наряду с работой над небольшим трактором и гидротурбиной компания Gmünder Porsche KG начала разрабатывать конструкцию гоночного автомобиля для Гран-при типа 360, а также двухместного спортивного автомобиля со среднемоторной компоновкой типа 370.
Над гоночным автомобилем для Гран-при типа 360 конструкторы компании работали с большим воодушевлением. Этот первый разработанный полностью под руководством Ферри Порше автомобиль намного опережал время: в нем использовался 1,5-литровый двенадцатицилиндровый двигатель с компрессором и полный привод. Хотя из-за недостатка финансовых средств у итальянского заказчика работа над заказом не пошла далее стадии испытаний, проект имел решающее значение. Получив гонорар, Ферри смог заплатить залог за отца, и 1 августа 1947 года Порше-старшего выпустили на свободу. Когда Фердинанд Порше рассматривал чертежи автомобиля типа 360, он дал работе своего сына самую лучшую оценку: «Ни один болт я не сделал бы по-другому».
«Появился стимул. Могу честно признаться, благодаря Cisitalia. Эта компания строила тогда небольшой спортивный автомобиль с двигателем FIAT. Тогда я себе сказал: «А почему нам не сделать то же самое с деталями Volkswagen? Похожую работу мы проделали еще до войны, когда подготавливали автомобиль для трассы Берлин-Рим. Экономический риск этого предприятия приведет в наши дни любого в изумление: вся Европа находилась на стадии восстановления, и на рынке находили место, прежде всего, практичные и недорогие автомобили», - рассказывал Ферри Порше на своем 75-летии о начале работы над Porsche 356.
Первые 49 автомобилей Porsche 356 собрали вручную на лесопилке в Гмюнде. Ферри Порше проявил чудеса изобретательности и изворотливости для того, чтобы эти машины были проданы и чтобы закрутился маховик производства новой фирмы. Ему, уже известному конструктору, неоднократно шли навстречу. Однако многие кредиты были выданы исключительно под громкое имя отца. Отчасти становлению новой фирмы помог договор с «Фольксвагеном», согласно которому Фердинанд Порше-старший получал долю с каждого продаваемого автомобиля.
Весной 1947 года Ферри Порше сформулировал идеи о концепции спортивного автомобиля на базе Volkswagen, который получил на первых порах обозначение «VW-Sport» и конструкционный номер 356. Ферри стремился создать спортивный автомобиль по типу «как мне нравится». В феврале 1948 года появилось готовое к ходовым испытаниям шасси, для которого был приготовлен красивый кузов из алюминия типа «родстер». Четырехцилиндровый оппозитный двигатель, как и коробка передач, подвеска колес, амортизаторы и рулевое управление были взяты на заводе Volkswagen. Этот среднемоторный родстер с двигателем 35 л.с. весил всего лишь 585 килограмм и развивал скорость до 135 км/ч. В том же 1948 году произошло и другое важное событие, которое во многом и позволило компании Porsche встать на ноги - Ферри Порше удалось добиться того, чтобы Volkswagen выплачивал Porsche лицензионный сбор за каждого построенного «Жука», так как он был разработан семьей Порше еще до войны.
В Porsche никогда не скрывали, что Porsche 356 и Volkswagen Beetle имеют много общего
Забавно, но Фердинанд Порше был не слишком доволен тем, что его сын собирается все свое время тратить на создание спортивных машин. Отец был уверен, что после войны необходимо сконцентрироваться на разработке… дизельных тягачей и гидротурбин. Мол, они могут принести гораздо больше прибыли, чем спортивные машинки. Да, похоже, и сам Ферри сомневался, что компания Porsche станет знаменитой именно благодаря спортивным машинам. Ведь изначально он планировал выпустить лишь несколько сотен Porsche 356. «Мы даже представить себе не могли, что в итоге продадим 78 000 автомобилей типа 356», - подводил с удовлетворением итоги Ферри Порше.
Начиная с 1950-х годов Ферри, который после смерти отца в 1951 году становится главой клана Порше, начинает постепенно отходить от конструирования автомобилей. Теперь он все больше занимается общим руководством фирмой. Однако он по-прежнему является главным «мозгом» компании. Он понимает, что его компании не прожить без участия в автомобильных гонках. И для побед создается легендарная модель Porsche 550 Spyder, которую прозвали «Убийцей гигантов» - за счет своего небольшого веса 550 Spyder со скромным двигателем громил на трассах большие суперкары.
Благодаря небольшой массе и отличной управляемости Porsche 550 Spyder обыгрывал на трассе многих конкурентов. Одной из особенностей модели является ее очень маленькая высота. Благодаря этому немецкий гонщик Ханц Херман проехал на ней под закрытым шлагбаумом через железнодорожный переезд на гонках Mille Miglia в 1954 году
Со временем Ферри становится ясно, что бесконечно улучшать модель 356, которая является близким родственником Volkswagen Beetle, невозможно. Он принимает решение начать разработку принципиально новой модели. Сначала она должна была получить обозначение 901, однако, выяснилось, что подобная индексация автомобилей уже закреплена за Peugeot. Поэтому Ферри просто решил нарисовать вместо нолика единичку. Так и получился Porsche 911 – он был впервые представлен на автосалоне во Франкфурте в 1963 году.
Созданием первого поколения Porsche 911, которое было показано в 1963 году, занимался уже сын Ферри Порше, которого звали Фердинанд Александр Порше. Ферри к тому времени сконцентрировался на общем руководстве компании. В 1971 году после бурных дискуссий о его преемнике семьи Порше и Пиех принимают решение об отказе в будущем от назначения членов семей на оперативные руководящие должности. В начале 1972 года члены общества «Dr. Ing. h.c. F. Porsche KG» принимают решение о преобразовании в акционерное общество. Подчинился единогласному решению семей и Ферри Порше. Он отошел от активной руководящей деятельности и стал следить за развитием компании как председатель наблюдательного совета. В этой должности он оставался до 1990 года, когда на смену ему пришел его сын Фердинанд Александер.
В 1996 году с появлением модели Porsche Boxster Ферри увидел, как исполнилась его мечта о среднемоторном родстере. За будущее своей идеи о спортивных автомобилях он не боялся. «Последним автомобилем, который будет построен человеком, станет спортивный автомобиль», - говорил он на закате своей жизни. С его кончиной 27 марта 1998 года закончилась еще одна эра – в этот же год с
конвейера сошел последний автомобиль 911-й модели с воздушным охлаждением.